В конце 2018 года был подписан и принят Госдумой президентский указ о внесении изменений в некоторые положения Налогового кодекса РФ. Как и большинство законодательных актов, принимаемых в последние дни уходящего года, этот документ касается сразу многих видов действующих налогов и сборов. Указ вносит изменения в порядок бюджетного процесса и связанного с ним налогового администрирования. Его подписание – логичный ответ на запросы времени и конкретные потребности бизнеса.
Среди многочисленных поправок, принятых в этом документе, есть несколько, вызвавших бурное обсуждение еще на стадии внесения законопроекта на рассмотрение Госдумы. В пояснительной записке к нему говорилось, что задача этих поправок — убрать все разночтения и неопределенности, существовавшие в принятой системе налогообложения. Также упростить и привести к единому стандарту обложение ряда операций: ликвидации дочерних компаний и выхода из их состава, возврата средств на финансирование деятельности.
Чтобы оценить, насколько поправки могут реализовать поставленные цели, стоит рассмотреть принятый законопроект более детально.
Когда поправки вступят в силу, исчезнет неопределенность, которая вызывала много вопросов в главах 23 и 25 старой редакции Налогового кодекса. Она касается распределения по группам ликвидационных выплат по корпоративному НДФЛ и налогу на прибыль. Теперь в случае если размер таких ликвидационных выплат, рассчитанных от суммы рыночной стоимости имущества, будет выше фактической стоимости долей или акций организации в процессе ликвидации, для целей налогообложения ликвидационные выплаты будут приравниваться к дивидендам с соответствующими налоговыми ставками (включая 0 % при соблюдении условий, необходимых для освобождения от налогообложения «доходов долевого участия»).
В состав внереализационных расходов при определении базы для расчета налога на прибыль теперь будет однозначно включаться сумма убытков, понесенных при выходе участников из состава обществ с ограниченной ответственностью, ликвидации общества (в том числе в рамках процедуры банкротства). Раньше так учитывался только убыток, понесенный при прекращении деятельности акционерных обществ.
Найдено решение проблемы квалификации налогооблагаемого дохода, полученного акционерами при уменьшении уставного капитала в добровольном порядке. Раньше, в соответствии с разъяснениями Минфина России, действовало правило: этот вид дохода не может возникать только при уменьшении уставного капитала, а значит – освобождение от налогов в этом случае недопустимо. После вступления в силу новых поправок такое толкование НК больше неактуально, а выплаты при уменьшении уставного капитала организаций в пределах произведенного ранее вклада доходом, учитываемым для налогообложения, считаться не будут.
Также теперь от налогообложения будут освобождены суммы возврата части или всего вклада в имущество организаций, зарегистрированных в России. Это же правило будет действовать для ситуаций, когда речь идет о возврате вкладов в имущества российских компаний от иностранных акционеров и участников.
Перестанет действовать ограничение на применение нулевых налоговых ставок при расчете налога на прибыль и освобождении от НДФЛ в случае продажи акций и долей российских организаций после непрерывного владения дольше пяти лет. Раньше такие условия налогообложения были доступны только в отношении ценных бумаг, приобретенных после 2011 года.