Дело о фактическом получателе дохода

Арбитражный суд согласился с решением налогового органа о том, что российская организация при выплате дивидендов иностранной фирме неправомерно использовала ставки 5 и 10 вместо 15 процентов.

Арбитражным судом Кемеровской области было вынесено решение по делу общества «Шахта «Полосухинская» (№ А27-27287/2016). Из него следует, что предприятие в течение 2012–2013 годов выплачивало дивиденды в адрес кипрской фирмы Bryankee Holdings Limited, в отношении которых действовало соглашение между Республикой Кипр и Российской Федерацией об избежании двойного налогообложения от 5 декабря 1998 года. До августа 2010 года собственниками организации были семья Щукина А. Ф. и другие физические лица, одновременно являющиеся работниками самого общества и иных компаний, учрежденных Щукиным.

Доли в уставном капитале общества «Шахта «Полосухинская» с 2010 года начали приобретать 3 кипрские организации, включая Bryankee Holdings Limited. У этих компаний совпадали дата регистрации, юридический адрес и руководящий состав. Bryankee Holdings Limited в 2012 году приобрела все доли в уставном капитале российского общества. А Щукин А. Ф. стал председателем совета директоров кипрской фирмы согласно договору о предоставлении директорских услуг.

По мнению налоговой, вышеизложенные обстоятельства говорят о том, что Bryankee Holdings Limited находится под контролем прежних владельцев ООО «Шахта «Полосухинская». В подтверждение этого довода орган сослался на сведения из решения Королевского суда Лондона №(2014) EWHC762(OB) о принадлежности кипрской фирмы Щукину А. Ф., а также заявление самого Щукина о том, что акции переданы иностранной организации для сохранения над ними контроля и недопущения выбытия из его владения.

В отношении кипрской организации Bryankee Holdings Limited суд установил следующее:

  • в состав совета директоров предприятия входили лица, так или иначе подконтрольные Щукину А. Ф.;
  • собственником фирмы через две кипрские транзитные организации выступает Yuvia Holdings Limited (БВО);
  • основной вид деятельности предприятия — владение долями участия в капиталах организаций горнодобывающей промышленности, а дополнительный — финансирование аффилированных лиц;
  • выданный кипрской фирмой кредит в адрес организации Fern не имел инвестиционного характера, а был направлен на сбережение бенефициарного права Bryankee Holdings Limited и Fern «должна была сохранять его так долго, как потребуется» (пункт 38 решения Королевского суда Лондона);
  • оставшиеся после выдачи кредита средства не шли на ведение хозяйственной деятельности, не вкладывались в другие юридические лица и не участвовали в предпринимательской деятельности кипрской фирмы, а в 2013 году были переведены акционеру;
  • крайняя перед БВО в этой цепочке фирма подавала нулевую отчетность, а предыдущие «поднимали дивиденды вверх».

Суд сделал вывод, что Bryankee Holdings Limited не делала вложений в какие-либо активы, направленные на получение прибыли и сопряженные с риском, не управляла ООО, не оплачивала налоги, касающиеся предпринимательской деятельности, что говорит о выполнении ею лишь функций транзитного переправления дивидендов, поступивших от российского общества, последующему акционеру.

Российская организация, защищая правомерность использования пониженной ставки 5 и 10 процентов, настаивала на том, что кипрская фирма вела и ведет активную хозяйственную и инвестиционную деятельность, а также имеет все полномочия в отношении полученных от нее доходов.

Изучив содержание предоставленных протоколов заседаний, суд отметил, что в них нет конкретных деловых целей и задач, касающихся коммерческой деятельности кипрской компании. Указаны только общие вопросы:

  • гармонизация корпоративного управления ГК, включая соответствие стандартов требованиям, которые предъявляются при первичном размещении на рынке ценных бумаг (но доказательства размещения акций в материалах дела отсутствуют);
  • структурирование внутригрупповой задолженности, где должником выступает ООО (без указания в материалах дела конкретного долга общества и его документального доказательства);
  • организация деятельности кипрской фирмы (одобрение финансовой отчетности, страхование ответственности и размер вознаграждения директора, безопасность информационных технологий и так далее).

Таким образом, Арбитражный суд Кемеровской области поддержал решение налогового органа о том, что российская организация «Шахта «Полосухинская» при выплате дивидендов иностранной фирме Bryankee Holdings Limited неправильно применила ставки 5 и 10 процентов. Вместо них нужно было использовать ставку 15 процентов. Размер доначислений по налогу на доход с учетом пени составил около 500 миллионов рублей.

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе или онлайн.
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.