Доначисление компании налога на прибыль было признано правомерным. Речь идёт о ситуации налогообложения с обратным выкупом акций российской компании у иностранной организации. Суд признал содержание данной операции сугубо экономическим.
Специалисты налоговой службы провели выездную проверку и по её результатам доначислили компании налог на прибыль с доходов иностранных компаний за 2012 год. Его сумма составила 202,85 миллиона рублей и пени. В ходе проверки представители налогового органа выявили факт невыполнения обществом обязательств налогового агента. Согласно закону, компания должна была удержать с иностранного предприятия и перечислить в российский бюджет налог. Речь идёт о налоге на прибыль, который взимается с иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ. В данном случае — от сделок по покупке и продаже акций ОАО «Воркутауголь».
В материалах дела говорится, что в 2010 году компания реализовала иностранным взаимозависимым контрагентам акции «Воркутауголь». Договор был заключен с рассрочкой оплаты на 2 года. В 2012 году общество выкупило акции обратно, но уже по более значительной цене. Для налогообложения при этом были применены правила, описанные в подпункте 5 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса. В данном случае доля недвижимости в активах предприятия-эмитента составляла менее 50 %. Поэтому данная выплата в пользу иностранной компании не облагалась налогом.
Судьи поддержали позицию налогового органа о том, что в данной ситуации необходимо применять нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса, так как речь в данном случае идёт о доходах, которые компания получила в ходе распределения в пользу иностранного предприятия прибыли или имущества. Суд признал правомерность доначисления налога обществу. В заключении было сказано, что факт реализации взаимозависимыми лицами незаконной схемы при продаже акций ОАО «Воркутауголь» является очевидным. Сделка имела целью получение предприятием необоснованной налоговой выгоды. Верховный Суд в данном вопросе поддержал вердикты нижестоящих инстанций.
Представители судебных инстанций сделали акцент на неподтверждённости налогоплательщиком реализации двух возмездных операций. К таковым они отнесли реализацию акций в 2010 году и их последующий выкуп в 2012 году. Суд не получил достаточных доказательств того, что при совершении данных операций общество стремилось получить прибыль из встречного предоставления. Условие отсрочки платежа по сделке, возможно, было обусловлено текущей финансовой необходимостью.