Деофшоризация в деталях

Еще несколько лет назад понятие «офшор» прочно было связано с такими странами, как Кипр, Белиз, Британские Виргинские Острова и Сейшелы. Купить «офшорную компанию» для ведения бизнеса было делом нескольких минут – выбрать подходящее название для компании, определиться с юрисдикцией, собрать минимальный пакет документов, отправить их юристу и через 3 дня комплект учредительных документов и реквизиты банковского счета уже были готовы. Налоговое планирование было простым, массовым и не отнимало много времени. Однако время не стоит на месте и тенденции международного налогового планирования за последние годы сегодня сильно изменились. «Офшор» уже не ассоциируется с далекими солнечными островами, а структуру для ведения международного бизнеса вряд ли удастся зарегистрировать только с копией паспорта. В речевой обиход прочно вошли такие слова, как «деофшоризация», «черный список Минфина», «план BEPS», «антиотмывочные директивы» и многое другое. Как не запутаться в многочисленных законодательных нововведениях? Как не получить штраф за пропуск срока подачи уведомления о КИК? Какие обязательства предусмотрены для владельцев иностранных компаний сегодня? Об этом и многом другом Вы узнаете из материалов, подготовленных нашими юристами.

FATCA и CRS: начало глобальной деофшоризации

В марте 2010 года правительство США приняло Закон FATCA, который обязал иностранные банки предоставлять информацию о счетах граждан, являющихся резидентами США, с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, перемещения денежных средств в безналоговые юрисдикции, а также иных налоговых правонарушений. Отказ банков от предоставления соответствующей информации мог повлечь за собой применение финансовых санкций со стороны США. Успешный опыт внедрения такого запроса информации побудило остальные страны к разработке аналогичной стратегии по сбору информации о скрытых счетах своих резидентов. Разработкой единого международного стандарта обмена информацией между странами занималась Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР), по итогам работы которой, был создан стандарт Common Reporting Standard (CRS), который охватывал как страны Европейского союза, так и страны за его пределами. Имплементация нового стандарта по обмену информацией была поэтапной: странам, присоединившимся к CRS, необходимо было внести соответствующие поправки во внутреннее законодательство, наладить автоматизированный сбор информации, определить меры контроля и ответственности. Процесс внедрения стандарта занял около 3,5 лет и охватил более ста стран по всему миру. Первый автоматический обмен информацией между странами официально состоялся в 2017 году – страны обменялись данными за 2016 год. С тех пор мир охватила глобальная волна деофшоризации, которая с каждым годом принимает новые формы.

Что изменилось?

Несмотря на то, что на первых этапах разработки и внедрения CRS Россия не принимала особого участия и не стремилась к присоединению к автоматическому обмену, в скором времени ситуация изменилась. Мировой политический кризис, связанный с конфликтом на Украине, антироссийские санкции, многочисленные разногласия с ЕС заставили правительство задуматься о возможности возврата российских активов из-за рубежа обратно – в российскую экономику. Так, в 2014 году было положено начало деофшоризации в России – был принят закон о деофшоризации, который накладывал на российских налоговых резидентов обязанность сообщать о наличии подконтрольных иностранных компаний и зарубежных счетах в банках. Помимо этого, закон устанавливает механизм налогообложения прибыли, полученной офшорными компаниями резидентов, и вносит соответствующие поправки в Налоговый кодекс. В работу по имплементации законодательных нововведений были включены Росфинмониторинг, Минфин, налоговые органы и банки. В 2015 году было объявлено о первом этапе амнистии капиталов – предполагалось, что бизнесмены захотят воспользоваться возможностью безопасного возврата активов из-за рубежа. В феврале 2020 амнистия капитала, состоящая из трех этапов, поочередно сменяющих друг друга, завершилась.

Какие требования существуют сегодня для налоговых резидентов?

Одно из основных нововведений процесса деофшоризации – появление понятия «контролируемая иностранная компания». Признаки контролируемой компании подробно перечислены в федеральном законе, который вносил соответствующие правки в Налоговый кодекс.

По новым правилам участник иностранной компании обязан уведомить о своем участии в иностранной организации в течение трех месяцев с момента возникновения такого участия. Стоит отметить, что к иностранной организации закон относит не только коммерческие предприятия, но и структуры без образования юридического лица (фонды, трасты). При анализе структуры контролируемой иностранной компании стоит принять во внимание долю участника, характер его участия (прямой или косвенный), а также возможные исключения из правил. Законом были установлены правила освобождения прибыли КИК от налогообложения в РФ, правила определения прибыли, подлежащей налогообложению, правила зачета уплаченного налога в стране регистрации, порядок составления финансовой отчетности, а также иные существенные положения механизма налогообложения прибыли иностранных компаний.

Уведомление об участии в иностранной организации:

  • подается в течение трех месяцев с момента возникновения факта такого участия,
  • уведомление можно подать через личный кабинет налогоплательщика либо в налоговый орган по месту жительства на бумажном носителе (только для физических лиц),
  • уведомление заполняется по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-13/338,
  • за неподачу уведомления предусмотрен штраф в размере 50 000 руб.

О прекращении участия в иностранной компании требуется также подать соответствующее уведомление.

Уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК):

Статья 25.14 Налогового кодекса РФ предусматривает обязательство для владельцев иностранных организаций, доля участия которых превышает 25%, о подаче уведомления о контролируемой иностранной компании (КИК) ежегодно до 20 марта. За нарушение данного требования предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей, а также 30% от суммы неуплаченного налога (если такой налог возник).

  • подается ежегодно до 20 марта года, следующего за окончанием отчетного периода компании,
  • в уведомлении должна быть указана дата составления последней финансовой отчетности,
  • если налогооблагаемая прибыль превысила 10 000 000 рублей в отчетном финансовом году, то владелец такой компании обязан подать декларацию по налогу (3-НФДЛ) и уплатить налог в бюджет,
  • штраф за неподачу декларации о КИК составляет 100 000 руб.

В настоящее время ставка налога на доходы физических лиц от иностранных компаний пересматривается, в ближайшее время, как только появится актуальная информация по изменениям, мы опубликуем соответствующую новость.

Банковский или брокерский счет за пределами РФ

Наличие личного счета в зарубежном банке у налогового резидента РФ также накладывает обязательство о необходимости подачи соответствующих уведомлений в налоговые органы. Требования о подаче установлены Федеральным законом от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с положениями данного закона, резиденты РФ обязаны уведомить налоговый орган об открытии банковского счета, изменении его реквизитов либо о его закрытии. Аналогичные требования с недавнего времени затронули и брокерские счета, расположенные в финансовых организациях за пределами РФ.

Уведомление об открытии личного счета в зарубежном банке:

  • подается в течение одного месяца с момента открытия счета в зарубежном банке,
  • налогоплательщик обязан также сообщать о любых изменениях в реквизитах такого счета и о его закрытии,
  • ежегодная отчетность по личным счетам – отчет о движении денежных средств – подается до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (отчет подается о движении денежных средств по счету за прошедший год),
  • в случае дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ, налогоплательщик обязан подать декларацию НДФЛ и уплатить сумму налога в бюджет государства,
  • за неисполнение обязанности по уведомлению налоговых органов о наличии банковского или брокерского счета за рубежом, предусмотрены штрафы.

Валютное законодательство за последние годы претерпело существенные изменения, которые затронули как список разрешенных валютных операций, так и обязательства налогоплательщиков по личным счетам в зарубежных банках. Так, появились «прозрачные» юрисдикции, по которым отчетность по личным счетам, открытых в банках таких государств, подавать и вовсе теперь необязательно. Еще одно нововведение последних лет – это отчетность по брокерским счетам, а также по счетам, открытых в иных финансовых организациях (к ним можно отнести счета в различных платежных системах).

Разобраться во всех тонкостях последних законодательных изменений, а также в тенденциях мировой и российской деофшоризации Вам помогут юристы нашей компании.

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе, первый час — бесплатно
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.