Банковский счет необходим для ведения бизнеса и является инструментом, обеспечивающим полноценное функционирование компании. Блокировка и закрытие счета несет множество негативных последствий и чаще всего приводит к потере времени, дополнительным финансовым затратам и влияет на репутацию. В большинстве случаев банк прекращает обслуживание клиента в одностороннем порядке, а причиной блокировки счета не обязательно может быть незаконная деятельность. Даже незначительное отличие от заявленного характера деятельности или подозрительный входящий платеж может быть основанием для прекращения отношений по решению банка.
Для того, чтобы счет не был закрыт, а также чтобы снизить риск блокировок и быть готовым к последствиям мы рекомендуем следовать следующим основным правилам и принципам ведения деятельности.
- Операции, проводимые по счету, не должны отличаться от заявленного характера деятельности компании. На стадии открытия счета, банк требует предоставить информацию о компании и ее руководителях, а также, о деятельности и планируемых операциях по счету. Далее банк оценивает соответствует ли заявленная деятельность фактической и следит, чтобы клиент не выходил за ее рамки. Необходимо помнить о том, что информация, которую клиент предоставляет о компании при открытии счета не является формальностью. От того, насколько подробно указаны сведения о деятельности, оборотах и основных контрагентах, зависит дальнейшая работа по счету, количество вопросов комплайнс офицеров и вероятность блокировок. Мы рекомендуем ответственно подходить к данному вопросу, ведь от этого будет зависеть дальнейшая бесперебойная работа по счету.
- Документальное подтверждение транзакций. Вне зависимости от величины платежа любой банк может запросить подтвердить транзакцию документально и предоставить договор или контракт, инвойс, накладную, чек и любой другой подтверждающий документ. У Вас должны быть документы, подтверждающие любой платеж, которые банк может потребовать в любое время. В связи с этим важно всегда хранить эти документы, в случае необходимости запрашивать их у контрагентов и относиться ответственно к предоставлению в банк.
- Оперативные ответы на банковские запросы. Не тяните с ответами на банковские запросы, а тем более не превышайте допустимые сроки, в которые ответы должны быть даны. В случае, если у Вас возникли сложности со сроками подготовки документов и их предоставлением, обязательно сообщите в банк, попросите дополнительное время и будьте всегда на связи.
- Согласование крупных и нехарактерных для деятельности платежей. Уточните возможность проведения такого платежа, узнайте, какие документы необходимо будет предоставить для его подтверждения. Попросите Вашего менеджера подтвердить возможность его проведения. О всех нехарактерных платежах информируйте заранее, чтобы это не стало причиной для блокировки счета и последующего закрытия счета.
- Своевременное уведомление об изменениях в компании. Сообщайте в допустимые сроки о всех изменениях в структуре и руководстве компании, обновляйте по запросу анкеты и KYC формы. Согласовывайте крупные изменения с банком.
- Общение с личным менеджером банка. Узнайте контактные данные Вашего личного менеджера, электронную почту, номер телефона. Поддерживайте с ним контакт и оставайтесь всегда на связи.
- Открытие резервных счетов в банках или платежных системах. В случае, если Ваш счет будет заблокирован, выяснение обстоятельств может затянуться надолго, что может повлечь за собой негативные последствия для бизнеса. Сроки открытия нового счета могут растянуться на неопределенное время. Имея запасной счет, Вы не только обеспечите функционирование компании на время блокировки основного счета, но и сможете диверсифицировать активы. Одним из вариантов резервного счета может быть счет в платежной системе – возможно он не обеспечит всего функционала, но будет резервным инструментом на случай блокировок или закрытия основного счета и позволит защитить свой бизнес и обеспечить его бесперебойную работу.