ООО «Б», применяя общую систему налогообложения, занималось закупкой, переработкой и продажей сельхозпродукции. В 2011 году была проведена госрегистрация ООО «Солнышко», а через год — ООО «Зернышко». Их создателем являлся учредитель ООО «Б». Оба общества применяли упрощенную систему налогообложения, занимались закупкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Они располагались по адресу ООО «Б» и пользовались имуществом этой компании, в том числе складами.
По результатам выездной проверки ФНС доначислила ООО «Б» налоги на добавленную стоимость и прибыль, пени и штраф, решив, что общество использует схему «дробления бизнеса» путем открытия подконтрольных компаний. Ведь помимо всего сказанного расчетные счета всех трех фирм находились в одном банке. Кроме того, у них был общий контактный телефон и IP-адрес.
Суды трех инстанций постановили отменить решение ФНС. Как выяснилось, договор аренды общества «Б» не запрещал сдачу недвижимости в субаренду. Поставщики фирм «Солнышко» и «Зернышко» сообщили, что вышеуказанная организация им не знакома. Все предприятия зарегистрированы в установленном законом порядке. Именно поэтому суды сделали вывод о самостоятельности и неподконтрольности организаций-«близнецов» налогоплательщику.
Было признано, что предприятия являются взаимозависимыми. Однако сам по себе этот факт не считается основанием для признания необоснованности налоговой выгоды. Взаимозависимость значима, только если используется в действиях, которые направлены на незаконное занижение базы.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что стоимость переработки единицы продукции не является фиксированной. Она рассчитывается ежемесячно с учетом фактически произведенных затрат с начислением НДС 18 % и применением наценки. ООО «Солнышко» и «Зернышко» реализовывают аналогичную сельхозпродукцию по более низкой, то есть более конкурентоспособной цене, чем истец.
Кроме того, суды учли наличие у организаций-«близнецов» покупателей, являющихся плательщиками НДС. По этим сделкам потери бюджета по налогу отсутствуют. Ведь покупая товары у ООО «Солнышко» и «Зернышко» без НДС, покупатели не ставили его к вычету, в отличие от продукции, приобретенной у истца. У этих фирм также имелись поставщики — плательщики налога на добавленную стоимость, хотя закупку у них выгоднее производить через ООО «Б», предъявляя к вычету «входной НДС». А вот «близнецы» такой возможности не имеют.
Также отклонен довод ФНС об отсутствии реальной потребности в регистрации дополнительных взаимозависимых организаций с тем же видом деятельности. Ведь ООО «Солнышко» и «Зернышко» не занимались переработкой и, соответственно, их работа не была идентичной.