26 сентября был рассмотрен в первом чтении законопроект «О ратификации Конвенции о взаимной помощи по налоговым делам»
Прежде всего, проект закона необходим для придания юридической силы Конвенции, к которой Российская Федерация присоединилась еще в 2011 году, согласно ФЗ «О Международных договорах Российской Федерации». Представленный законопроект, а в будущем – федеральный закон – это по своей сути технический документ, который предоставит налоговым органам право действовать в рамках Конвенции.
Почему же он вынесен на рассмотрение сейчас, спустя почти три года со дня подписания? Думаю, прежде всего, потому, что Россия намерена получить долги у юридических-лиц, зарегистрированных в странах-участницах Конвенции, а это 6 236 361 тыс. руб., которые указаны в приложении 2 к законопроекту. Это основной довод, который приводится в пояснительной записке к законопроекту.
Ратифицированная Конвенция - это возможность для сотрудников ФНС участвовать в совместных проверках с зарубежными коллегами. Об этом также не стоит забывать. Этот аспект может рассматриваться как инструмент привлечения дополнительных средств в бюджет.
Следует отметить, что вступление в силу Конвенции, о котором говорили еще летом, входило в планы по деофшоризации экономики – читайте – получения денег в бюджет, которые в этом году, после декабрьского послания Владимира Путина, начали претворять в жизнь. Сначала весной был опубликован законопроект Минфина об иностранных контролируемых компаниях (КИК), который, правда, принять не успели, но обещают до конца года исправиться. Однако весной многие эксперты указывали на то, что реализация закона о КИК была бы под большим вопросом, из-за отсутствия доступа к информации в тех же офшорных юрисдикциях.
Теперь, когда рассмотрение законопроекта о ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам назначено на 26 сентября этого года, не стоит забывать и о намерении ограничить доступ офшорным юрисдикциям к государственным контрактам и государственной поддержке.
Основным результатом ратификации Конвенции можно будет назвать расширение полномочий для российских налоговых органов за рубежом и зарубежных - в России. Кроме того, ратификация Конвенции - это возможность получения информации, необходимой для взыскания налогов с компаний, зарегистрированных в юрисдикциях, с которыми не подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие договора предусматривают обмен информацией и упрощают получение информации от юрисдикций, с которыми эти соглашения подписаны.
В перспективе планируется наладить и автоматический обмен информацией, и тогда можно будет с уверенностью предположить, что в ближайшие десять лет законопроект, в том или ином виде, работать начнет.
Согласно законопроекту, ратификация Конвенции должна состояться с отдельными оговорками. Например, в России Конвенция будет действовать только в отношении налога на доходы физических лиц и налога на прибыль компаний. Кроме того, оговаривается пресекательный срок – это три года для подачи запроса.
В случае принятия законопроекта, а в том, что проект закона будет принят, особо сомневаться не приходится, то непременно это повлияет на создание международных структур российскими предпринимателями. Последние, скорее всего, откажутся от сделок с офшорами напрямую, а это увеличит спрос на номинальный сервис и в России, и за рубежом.
Руководитель отдела Международных проектов
Наталья Побежимова