График работы в праздничные дни: 27.04 - до 18.00; 28.05 - 01.05 - выходные; с 02.05 - работаем по обычному графику. График работы в праздничные дни: 08.05 - до 18:00; 09.05 - 12.05 - выходные; с 13.05 - работаем по обычному графику.
Международные проекты

Автоматическая передача информации и новая форма отчетности по ТЦО

Федеральный закон № 340 (далее — Закон), предусматривающий изменение положений Налогового кодекса России с целью реализации правил автоматического обмена документацией и информацией в международных структурах, подписан Президентом РФ и вступил в силу 27.11.2017 года.

Документ призван:

  • активировать автоматический механизм международной передачи данных;
  • ввести в действие новый формат отчетности международных групп компаний (МГК) по ТЦО (трансфертное ценообразование).

В России с 01.07.2015 г. применяется Конвенция об административном взаимодействии по налоговым делам, принятая 25.01.1988 г. Данный акт рассматривается в качестве правовой основы при любых видах обмена информацией финансового характера (инициативного, по запросу, а также автоматического).

Статья 6 соответствующей Конвенции допускает передачу сведений в автоматическом режиме, но при условии заключения отдельного соглашения уполномоченными органами сторон. Подобным документом сегодня выступает CRS MCAA (Многостороннее соглашение по автоматическому обмену финансовой информацией) и CbC MCAA (касается автоматического обмена страновыми отчетами).

Документация МГК

ОЭСР (Организация по экономическому развитию и сотрудничеству) в рамках плана мер № 13 BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), направленных против размывания налоговой базы и вывода полученной прибыли, разработала новую трехступенчатую форму отчетности по ТЦО.

И концепция, и техническое сопровождение подхода ОЭСР нашли свое отражение в российском Законе. В связи с этим даже те налогоплательщики, которые уже успели подготовить и представить трехступенчатую отчетность по ранее введенным требованиям в своих странах, не столкнулись с какими-либо сложностями.

В РФ изменения в правилах коснутся сделок, расходы и доходы по которым были признаны в текущем (2017) финансовом году (исключение — национальная документация), и групп с совокупными доходами, превышающими 50 млрд рублей (либо соответствующие им суммы в стране нахождения материнской структуры МГК).

Исходя из структуры новой отчетности, налогоплательщики должны будут представлять следующие сведения по результатам финансового года:

  • уведомление о вхождении в состав МГК;
  • пакеты глобальной и национальной документации;
  • страновой отчет.

Указанное уведомление составляется на каждого участника МГК из РФ и подается им самостоятельно либо централизованно (одним из участников, уполномоченным сдавать отчетность за все российские компании в международной группе). Срок представления уведомления — 8 месяцев после завершения отчетного года (в РФ это 31.08.2018).

Глобальная документация, или Master file, включает в себя обзор:

  • структуры капитала;
  • организации контроля в МГК;
  • деятельности, в том числе существенных договоров, цепочек поставок работ, товаров или услуг с наибольшими показателями доходности, проведенных реструктуризаций, а также функциональной аналитики по участникам МГК;
  • нематериальных активов международной группы;
  • финансовых операций;
  • консолидированной отчетности;
  • соглашений по ценообразованию в МГК.

Глобальная документация должна быть передана по требованию налогового органа не позднее 12-36 месяцев после окончания отчетного периода. Соответственно, первые запросы по 2017 финансовому году могут быть направлены налогоплательщикам в январе 2019 года. После их получения у них будет еще 3 месяца, чтобы подготовить файл с необходимыми сведениями.

Национальная документация, или Local file, — это, по сути, альтернатива стандартной отчетности по ТЦО, но с более формализованной структурой. Например, в Закон включено несколько обязательных понятий, которых нет в действующей на данный момент нормативной базе. Так, теперь упоминаются и расшифровываются структура органов управления и сведения о конкурентах, подробно описана и конкретизирована деятельность налогоплательщика, приведены копии соглашений по ценообразованию и т. д.

Национальная документация будет запрашиваться только по внешнеторговым сделкам, однако изменения в структуре отчетности прописаны в статье 105.15 Налогового кодекса, касающейся также и составления классической отчетности по ТЦО. Таким образом, новый формат будет применяться в обоих видах отчетности.

Те положения Закона, которые регламентируют заполнение и представление национальной документации, будут применяться, начиная со сделок, признание доходов по которым произойдет уже в 2018 году.

Наиболее трудоемкой частью ТЦО-документации считается страновая отчетность, или Country-by-Country reporting (CbCR). Но именно эта форма делает сведения налогоплательщиков беспрецедентно прозрачными. Во включенных в нее таблицах дается сводная информация о распределении выручки, прибыли, активов и прочих ресурсов международной группы в разрезе всех юрисдикций её присутствия, а кроме того — подробно описывается функциональный профиль каждого из участников.

Для анализа данных, представленных в страновой отчетности, ОЭСР разработала целый ряд справочников и инструкций. Объем и тип информации, входящей в такой документ, позволяют налоговым органам использовать его как универсальный инструмент для предварительной оценки налоговых рисков.

Налогоплательщики РФ представляют страновые отчеты не позже 12 месяцев после завершения отчетного периода. На текущий момент российские МГК имеют для подготовки такой отчетности время до 31.12.2018 г.

Передача финансовой информации в автоматическом режиме

Автоматический обмен финансовыми данными планируется осуществлять по стандарту CRS (Common reporting standard), разработанному в ОЭСР. Документ устанавливает базовые детали процесса передачи информации и их техническое описание.

Законом вводится обязанность по представлению некоторой информации для ФНС РФ в электронном виде. Это требование касается организаций финансового рынка, в частности страховщиков, предлагающих продукты по добровольному страхованию жизни, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и т. п.

В состав информации, которая должна быть собрана и передана в Федеральную налоговую службу, входят финансовые сведения о выгодоприобретателях, клиентах и иных лицах, осуществляющих их прямой либо косвенных контроль, но при условии, что точно установлено их налоговое резидентство в иностранных государствах (территориях). При этом сами участники финансового рынка тоже имеют право использовать полученную ими информацию, которая стала доступна в рамках исполнения положений российского законодательства, касающегося финансирования терроризма и предотвращения отмывания (легализации) любых преступных доходов.

Указанную информацию, полученную от налогоплательщиков, Федеральная налоговая служба направляет, в свою очередь, уполномоченным органам зарубежных государств (территорий). Это правило действует только в отношении тех стран, с которыми налажен автоматический обмен данными, а также тех, чьи налоговые резиденты прошли процедуру идентификации. Полный перечень таких государств установлен Федеральной налоговой службой.

Если какой-либо клиент организации финансового рынка не представил либо представил неполную или недостоверную информацию, она вправе применить к нему соответствующие меры, в том числе расторгнуть договор на оказание финансовых услуг.

Согласно новому Закону, организации финансового рынка будут штрафоваться на сумму:

  • 500 тысяч рублей — за нарушение сроков отправки сведений, необходимых для процедуры автоматической передачи финансовой информации;
  • 50 тысяч рублей — за отсутствие в отчете организации финансового рынка сведений о своих клиентах или выгодоприобретателях, а также о лицах, осуществляющих прямой либо косвенный контроль за ними (за каждый факт);
  • 50 тысяч рублей — за бездействие в установлении резидентства клиентов и выгодоприобретателей и (или) тех лиц, которые прямо либо косвенно осуществляют их контроль.

Однако указанная ответственность организаций финансового рынка не распространяется на нарушения правил автоматической передачи финансовой информации, выявленные в период 2017-2019 годов.

Начало действия

Вступление в силу Закона произошло после его подписания Президентом РФ 27.11.2017 г., но его положения будут применять следующим образом:

  1. Требования по предоставлению странового отчета, глобальной документации и уведомления по участию в МГК становятся актуальными с финансовых периодов, начавшихся в 2017 году.
  2. Национальная документация должна будет предоставляться по сделкам, доходы которых признаны с 01.01.2018 г.
  3. Под действие автоматического обмена информацией подпадают клиенты, заключившие договоры на получение финансовых услуг еще до момента вступления Закона в силу (даты подписания).
Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе или онлайн.
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.