Судебная практика по делам о подаче уведомлений об участии резидентов РФ в иностранных организациях

В июне 2017 года авиакомпания «Волга-Днепр» (Общество) обратилась в налоговые органы с уведомлением о своем вхождении в состав учредителей иностранной организации с января 2017 года. По результатам рассмотрения обращения вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности. По мнению сотрудников ФНС Общество пропустило срок, отведенный для подачи уведомления.

Согласно общему правилу, извещение о вступлении в состав учредителей иностранного юридического лица направляется в налоговые органы не позднее 3 месяцев с той даты, когда появилось основание для такого участия. В качестве последнего выступает изменение доли уставного капитала за счет взноса, совершенного компанией-резидентом.

По мнению уполномоченных лиц, срок, предназначенный для обращения, направленного по факту в налоговый орган в июле, истек в апреле 2018 года. В связи с этим заявитель был привлечен к административной ответственности.

Общество сочло данное решение неправомерным и обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании его недействительным. Компания обосновала свое требование тем, что трехмесячный срок следует исчислять с той даты, когда регистрирующий орган другого государства представил извещение об увеличении уставного капитала принимающей стороны.

В силу нечеткости формулировок Налогового кодекса РФ в части определения процессуального срока, фактически установить эту дату затруднительно. Кроме этого, руководство Общества не получало сведений о том, что иностранный партнер планирует увеличить уставной капитал.

Поэтому днем возникновения участия следует считать день регистрации эмиссии ценных бумаг иностранной компании на имя Общества. Выпуск акций официально зарегистрирован в январе 2017 года. Именно с этой даты началось течение трехмесячного срока.

28 сентября 2018 года Арбитражный суд Москвы отказал заявителю в удовлетворении его требования о признании решения государственного органа недействительным. Данное решение судья принял, основываясь на следующих обстоятельствах.

П. 3 ст. 25.14 НК РФ прямо указывает момент, с которого следует исчислять трехмесячный срок: это изменение доли уставного капитала иностранной организации, то есть возникновение участия в ней. Нормы Налогового кодекса не подлежат расширительному толкованию, поэтому исключается возможность исчисления срока для подачи уведомления на основании каких-то других обстоятельств.

Общество обязано было обратиться в налоговые органы после того, как иностранные регистрирующие структуры известили его о регистрации повышения уставного капитала. В связи с изложенным, суд признал ссылку компании на неясность законодательной нормы необоснованной.

Согласно общеустановленным правилам, налогоплательщик подает уведомление об участии в иностранной организации самостоятельно. Также самостоятельно он устанавливает время возникновения участия.

В поданном уведомлении Общество указало в качестве даты возникновения участия январь 2017 года, в связи с чем отведенный срок истек в апреле 2017 года. Доводы авиакомпании о том, что руководство не могло знать о планах иностранного партнера увеличить свой уставной капитал, суд также признал несостоятельными.

Как известно из материалов дела, зарубежное предприятие подконтрольно Обществу. Подтверждением этому факту послужило то обстоятельство, что формы документов для иностранного регистратора подписаны представителем группы компаний, членом которой является «Волга-Днепр».

Это значит, что руководство Общества не могло не быть в курсе происходящих событий, поэтому имело возможность обратиться в налоговые органы в установленный законом срок. Тот факт, что авиакомпания не имела опыта работы с подобными уведомлениями, а также отсутствие ущерба третьим лицам суд не признал смягчающими обстоятельствами.

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе или онлайн.
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.