На порядок ведения бухгалтерского учета и правила составления финансовой отчетности, которые действуют в Сингапуре, оказала свое влияние экономическая, юридическая и политическая обстановка, сложившаяся в Азиатско-Тихоокеанских государствах, а также их культурные особенности. Так, финансовая отчетность национальных предприятий раскрывает те финансовые показатели, которые в большей степени позволяют судить об их реальном уровне деятельности. В мировой экономике и на рынке движения капитала именно такая надежная и прозрачная информация считается самой ценной.
Применение Сингапуром простых правил оформления финансовой отчетности
Бухгалтерский учет, который ведут сингапурские компании, базируется на стандартах, в которых собраны основные нормы и принципы учета финансовых операций различного характера. Эти стандарты были призваны систематизировать комплекс требований к процессу отражения на балансе предприятия важных событий и процессов любой компании.
Нормативное регулирование в Сингапуре делится на два уровня:
- законодательство – на этом уровне применяются основополагающие документы, например, закон о компаниях, а также Регламенты составления отчетности и ведения бухучета в компаниях;
- свод подзаконных актов – сюда относят такие нормативные документы, как ССФО (Стандарты финансовой отчетности для предприятий Сингапура).
Стандарты составления финансовой отчетности компаниями Сингапура
Полномочиями на утверждение национальных Стандартов финансовой отчетности наделен специальный орган – Совет по вопросам раскрытия информации и корпоративного управления.
В задачи такого органа входит:
- Создание форм финансовой отчетности с учетом действующих в Сингапуре стандартов организации бухучета и составления отчетов.
- Распространение принципов ведения учета, формирования отчетности и практики раскрытия информации согласно тенденциям и процессам, характерным для современных предприятий.
- Усовершенствование правил корпоративного управления и продвижение передового опыта в его применении.
В Совет, занимающийся вопросами раскрытия информации и корпоративного управления, включен широкий спектр представителей: специалисты по бухгалтерскому учету, сотрудники профильных государственных ведомств, разработчики и пользователи финансовой отчетности.
При составлении финансовой отчетности придерживаться национальных стандартов Сингапура обязаны любые компании с регистрацией на его территории, а также иностранные предприятия, ведущие в этой стране фактическую деятельность.
Отчетность, которую оформляют компании в Сингапуре, в целом, соответствует МСФО (Международным стандартам финансовой отчетности). Так, их содержание и структура почти идентичны, но есть и небольшое отличие, касающееся и отчетности, и учета – введение в действие по МСФО происходит раньше, чем по стандартам Сингапура.
Чтобы управлять предприятием грамотно, топ-менеджмент должен понимать, определять и разделять управленческий и бухгалтерский учет, так как эти две системы существенно различаются.
Что касается управленческого учета, то по законодательству его ведение необязательно. Он предполагает получение информации о работе компании на основании ее собственных внутрикорпоративных методик. Целью подобного сбора данных является оценка необходимости и эффективности тех или иных мероприятий и принятие по ее результатам соответствующих управленческих решений.
Под бухгалтерским учетом понимают деятельность по сбору и регистрации информации об операциях и обязательствах компаний. Эта система руководствуется и основывается на таких принципах, как цельность, непрерывность и документальность.
По стандартам МСФО обязательства компаний отражаются в их бухучете по двум разным строкам: долгосрочные (с датой погашения через 12 месяцев и более) и краткосрочные (давность – менее 12 месяцев).
По окончанию каждого финансового года все сингапурские компании должны сформировать финансовую отчетность. При этом следует помнить – понятие финансового года в Сингапуре не идентично календарному, то есть длительность финансового года для сингапурских компаний может и не равняться 12 месяцам.
По МСФО составляется 4 основных отчета:
- о финансовом положении (показывает финансовое состояние компании на конкретную дату);
- прибылях (убытках) и ином совокупном доходе (отражает финансовый результат, полученный по итогам определенного периода деятельности);
- об изменении капитала (предоставляет данные для анализа возможного получения или выбытия экономических ресурсов, что позволяет контролировать и планировать дальнейшую деятельность);
- движении денежных средств (включает сведения об операциях с денежными средствами по различным статьям).
Для определения налогооблагаемого дохода сингапурские компании используют так называемую ECI форму. Расчет по этой форме для целей декларирования производится на основании дохода без вычета сумм, не подпадающих под налогообложение согласно частичным льготам. Данный отчет подается до 31 марта текущего финансового года, в частности, за 2018 год нужно было подать сведения до 31 марта 2018 года. Отметим, что на Кипре аналогичная форма сдается трижды.
Аудит деятельности сингапурских компаний
В соответствии со сложившейся практикой внутренний контроль соблюдения нормативных требований в области ведения учета осуществляется не только непосредственными руководителями финансовых служб, но и специальным подразделением аудиторов. Такие сотрудники наделены полномочиями изучать бухгалтерский баланс своей компании и давать ему оценку на основании общепринятых стандартов аудита (сокр. GAAS). Кроме указанного документа аудиторы сверяют учетные операции с международными принципами ведения бухучета и составления финансовой отчетности.
В отношении сингапурской компании проводится обязательный аудит, если:
- ее учредитель – юридическое лицо;
- ее годовой оборот превышает 10 миллионов SGD.
От аудита освобождаются предприятия, у которых выполняются, как минимум, два из следующих критериев:
- объем активов по состоянию на конец отчетного периода – менее 10 миллионов SGD;
- выручка за весь финансовый год не превысила сумму в 10 миллионов SGD;
- численность персонала меньше 50 человек.
Финансовая отчетность, не прошедшая аудит, это отчет, раскрывающий информацию и содержащий данные бухгалтерского учета, которые не были проверены на достоверность корпоративными ревизорами. По сути, аудированный отчет отличается от того, который не был аудирован, только наличием аудиторского заключения. При этом неаудированный отчет составляется любым ответственным специалистом.
Финансовые отчеты без аудиторской оценки оформляются с различными целями. Это может понадобиться при обращении за кредитом, в ходе предварительного анализа плана расширения корпорации, к примеру, путем приобретения нового предприятия, организации совместного бизнеса или слияния.
По требованиям ACRA (Национальное управление корпоративного регулирования и бухгалтерского учета) компании в Сингапуре должны ежегодно созывать общее собрание акционеров для представления и раскрытия его участникам информации, содержащейся в финансовых отчетах о показателях и результатах ее деятельности.
Акционерам предприятия рекомендуется готовиться к участию в собрании заранее. При этом следует знать: первое собрание проводится не позднее 18 месяцев с момента, когда компания была официально зарегистрирована в качестве субъекта национального права. Все последующие мероприятия подобного характера должны быть организованы, максимум, через 15 месяцев после последнего состоявшегося собрания акционеров. Отчеты, которые предоставляются акционерам для изучения, составляются строго с учетом требований, установленных в стандартах бухучета.
ACRA представляет собой административное ведомство Сингапура, подчиняющееся государственному Министерству финансов. Этому органу поручено регулирование процедур в области регистрации компании и ведения бухгалтерского учета, а также оказания сопутствующих услуг. ACRA отведена роль посредника при организации деятельности и развития различных субъектов предпринимательства, а кроме того в продвижении профессии государственных бухгалтеров.
На все сингапурские компании возложена обязанность предоставлять ежегодную налоговую декларацию по итогам финансового периода. Формы сдаются не позже 30 ноября каждого года в IRAS (Сингапурская налоговая служба). По законодательству Сингапура базой для определения налогов установлен предыдущий год. Важно помнить: невыполнение нормативных требований признается правонарушением и поэтому влечет штрафные санкции, а, в ряде случаев, судебное преследование.
IRAS собрала под своей крышей все основные административные органы страны, занимающиеся сбором доходов. В результате это упростило и сделало более прозрачным процесс контроля, управления и взимания налогов.
Главная цель налоговой службы Сингапура – создание в стране благоприятной обстановки для честной конкуренции, то есть поощрение духа предпринимательства.
Помимо прочего сингапурские компании сдают и еще один отчет – налоговую декларацию о доходах (форма С). К ней прилагаются корпоративные счета, подтвержденные или неподтвержденные аудиторской проверкой с учетом объема полученных доходов. Данную декларацию можно корректировать, если в форме ECI были приведены ошибочные расчеты.
В целом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе сложилась гибкая система управления финансовыми потоками между компаниями. Не стоит забывать и о значительных штрафах, применяемых при нарушении сроков, которые установлены для уплаты налогов и сдачи отчетов налоговыми резидентами Сингапура.
Но если соблюдать все требования национальных административных органов, таких как ACRA, то вести бизнес в этой стране можно будет легко и успешно.