7 октября Россия и Кипр подписали Протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. (далее – «Протокол»), был ратифицирован Кипром – в августе 2011г., Россией – 15 февраля 2012г. Протокол вступит в силу с 1 января 2013 года, п. 7 ст. 1 – 1 января 2017 года, а п. 9 ст. 1 - в части статьи 27 Соглашения –с момента принятия соответствующего законодательство Республикой Кипр (можно предположить, что в течение 2012-2013 годов).
Протокол вводит существенное дополнение к понятию постоянного представительства, закрепленному в Соглашении. Это дополнение будет иметь большое значение для российских граждан, регистрирующих кипрские компании, занимающиеся оказанием услуг и действующих на основании доверенности от имени этих компаний на территории России. Протокол устанавливает, что, если компания оказывает услуги через физическое лицо, которое находится в государстве – не являющемся домицилем компании более 183 дней в двенадцатимесячном периоде и в течение этого периода более 50% валового дохода от предпринимательской деятельности приходится на услуги либо, если в течение этого периода услуги оказываются одним или несколькими физическими лицами в рамках одного проекта или связанных проектов, то такая деятельность по оказанию услуг считается приводящей к образованию постоянного представительства. Данное дополнение не будет применяться только в одном случае, если такое физическое лицо будет агентом с независимым статусом (брокер, комиссионер и т.п.).
Есть новости для тех, кто получает доходы от паевых фондов недвижимости - теперь действие Соглашения распространяется и на эти доходы – они будут облагаться налогом по месту нахождения имущества.
Не порадует Протокол и российских бизнесменов, кипрские компании которых занимаются эксплуатацией морских, воздушных судов и дорожного транспорта в международных перевозках, а также получают доходы от сдачи в аренду контейнеров и иного оборудования, относящегося к такой эксплуатации – теперь такой доход будет облагаться налогом по месту эффективного управления компании, получающей доходы, которое, в соответствие с новыми пунктами Протокола теперь определяется совместно, российскими и кипрскими компетентными органами. Таким образом, стоит задуматься о регистрации иностранных компаний в другой юрисдикции для ведения подобного бизнеса.
В связи с увеличением суммы, которая должны быть прямо вложена в капитал компании для льготного налогообложения дивидендов по ставке 5% до 100 000 евро (то есть, повысив ее примерно на 1 200 000 рублей, по курсу ЦБ РФ), Кипр как налоговая юрисдикция теряет свою конкурентоспособность и в отношении дивидендов по сравнению с такими странами как Германия (80 000 евро), Австрия (100 000 USD), Нидерланды (75 000 евро), Швеция (100 000 USD) и США (необходимо 10% участия, вне зависимости от суммы), в которых дивиденды в соответствие с Соглашением об избежании двойного налогообложения будут облагаться налогом в те же 5%, но с меньшими требованиями и, что немаловажно, с гораздо большей степенью конфиденциальности.
Положения Протокола расширяют значение «дивиденды» используемое для целей Соглашения. Понятие «дивиденды» стало включать в себя помимо доходов от акций или иных прав, дающих право на участие в прибыли, доходы, выплачиваемые в процентах, и любые выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных форм инвестирования, которые ранее облагались по «нулевой» ставке, теперь же будут облагаться налогом по ставке минимум 5%. Уточняется и понятие «акции» - Протокол указывает, что оно включает в себя не только непосредственно акции, но и депозитарные расписки по этим акциям.
Протокол конкретизирует и термин «проценты» - указывая, что это по-прежнему доход от долговых требований любого вида, независимо от ипотечного обеспечения и права на участие в прибыли должника, оговаривая, однако, что штрафы за просрочку платежа или проценты рассматриваемые как дивиденды не относятся к понятию «проценты» для данного Соглашения.
Еще одним кардинальным изменением к подходу налогообложения в соответствие с Соглашением можно считать дополнения к статье 13 «Доходы от отчуждения имущества» - доход при отчуждении акций и аналогичных прав, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом будет облагаться налогом по месту нахождения этого недвижимого имущества. Это же дополнение устанавливает, что данное правило не будет применяться к доходам, полученным в ходе реорганизации компании, при отчуждении акций и аналогичных прав, котирующихся на фондовой бирже, если получателем акций или аналогичных прав является пенсионный фонд, фонд обеспечения персонала или Правительство. То есть, можно констатировать тот факт, что через 4 года перестанет быть выгодной продажа недвижимости, находящейся в России через кипрские компании, владеющие российским собственником такой недвижимости, а учитывая планы России внести аналогичные изменения в свои соглашения об избежании двойного налогообложения и с другими европейскими странами, пользующимися наибольшим интересом среди российских покупателей недвижимости, такими как Люксембург, Нидерланды, а в первую очередь – Швейцария, ситуация в этом секторе бизнеса для российских девелоперов становится и вовсе удручающей.
Протокол предоставляет право выбора лицу, которое считает, что действия одного или обоих государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствие с Соглашением – теперь оно может обратиться в компетентный орган любого из государств, тогда как раньше было предусмотрено обращение в компетентный орган только того государства, резидентом которого являлось лицо. Для рассмотрения таких обращений, а также для разрешений любых трудностей или сомнений при толковании или применении Соглашения предусматривается новая форма взаимодействия между компетентными органами двух государств – создание совместной комиссии из сотрудников и представителей.
Наверное, самыми ожидаемыми и вызывающими наибольшие опасения у российских бизнесменов были изменения статьи 26 «Обмен информацией».
Если прежняя редакция предусматривала обмен информацией необходимой для выполнения положений Соглашения или внутреннего законодательства, касающегося только налогов, на которые распространялось Соглашение, то теперь компетентные органы могут обмениваться информацией, которая может считаться относящейся к выполнению данного Соглашения или внутреннего законодательства, касающееся налогов любого вида (!) и содержания. К органам, которые могут получать доступ к такой информации теперь добавлены и органы, занимающиеся уголовным преследованием. Так же в данную статью добавлены пункты, устанавливающие, что государство, у которого запрашивается информация, использует имеющие возможности для сбора информации, даже если само не нуждается или не заинтересовано в получении данной информации. Поводом для отказа в предоставлении информации не может служить и тот факт, что информация находится в распоряжении банка, другой финансовой организации, номинального держателя, агента или доверительного управляющего либо содержит сведения об учредителях лица.
Но здесь необходимо упомянуть о том, что, во-первых, реестр компаний Кипра является открытым, то есть информация о компании находится в публичном доступе, а во-вторых, так как новая редакция статьи оставила пункты отсылающие к внутреннему законодательству и административной практике государства, предоставляющего информацию, то, в соответствие с законодательством Кипра и банки, и регистраторы обязаны предоставлять информацию только по решению суда и, хотя Кипр принял изменения во внутреннем законодательстве, которые позволяют раскрывать информацию налоговым органам тех стран, с которыми Кипр заключил Соглашения об избежании двойного налогообложения в соответствие со стандартами ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития), данная возможность существует только при выполнении определенных условий и требует согласия Генерального прокурора Республики Кипр.
Незаслуженно обделена вниманием прессы и юридических компаний новая редакция статьи 27 «Помощь в сборе налогов». Которую, наверное, можно рассматривать как самое негативное изменение Соглашения для российский предпринимателей. Если раньше содействие в сборе налогов предусматривалось только «в тех пределах, в которых сумма этих налогов окончательно определена и окончательно подлежит уплате» в соответствии с законодательством государства, запрашивающего информацию, то новая формулировка, которую вводит Протокол, выглядит более расплывчатой и туманной – «государства оказывают взаимное содействие во взыскании причитающихся налоговых обязательств», как говорится – почувствуйте разницу. Правда далее по тексту дается определение термина «налоговое обязательство» - сумма подлежащих уплате в качестве налогов любого рода (!) и наименования, а также относящиеся к ним проценты, штрафы, издержки по взысканию или обеспечению взысканию.
Новеллой являются пункты, определяющие порядок взаимодействия Кипра и России при взимании налогов и применении обеспечительных мер. Устанавливается, что, если налоговое обязательство подлежит взысканию в соответствие с законодательством одного из государств, то такое обязательство принимается для взыскания компетентными органами другого государства, но, что немаловажно, взыскивается в соответствие с положениями законодательства взыскивающего государства. Аналогичные условия предусматриваются и в отношении применения обеспечительных мер. Однако эти правила не распространяются на временные ограничения и порядок приоритетности – государство, принимающее для вышеуказанных целей налоговое обязательство не может применять к нему временные ограничения и порядок приоритетности, установленный внутренним законодательством, но, парадокс, следующий абзац запрещает применять и порядок приоритетности, предусмотренный законодательством государства, направившего запрос – какой порядок приоритетности должен в итоге применяться – покажет практика.
С момента вступления Протокола в силу в соответствие с новыми положениями Соглашения невозможно будет оспорить в судебном порядке законность установления наличия или размера налогового обязательства.
Изменения, касающиеся ограничения льгот затрагивают только компании, не зарегистрированные ни в России, ни на Кипре, но являющиеся резидентами одного из государств, если в результате консультаций между компетентными органами будет установлено, что одной из целей создания такого резидентства было получение льгот в соответствие с Соглашением.
Необходимо отметить, что принятие этого Протокола должно повлечь изменение внутреннего законодательства, а именно – исключение Кипра из списка оффшорных зон, составленных Министерством Финансов РФ. Что в свою очередь приведет к тому, что дивиденды, выплачиваемые кипрскими компаниями российским «мамам», будут облагаться по льготной – нулевой ставке.
Если же говорить о последствиях вступления в силу изменений к Соглашению, то можно с уверенностью сказать, что эта юрисдикция перестанет с момента вступления Протокола в силу представлять интерес для регистрации компаний, занимающихся предоставлением услуг
Не стоит забывать и о том, что, несмотря на все бюрократические трудности, которые установило законодательство Кипра в отношении запросов российской ФНС, возможность такого запроса и вероятность получения ответа на него существует, более того, теперь запрос может быть составлен в отношении любого налога, а не только тех, которые охватываются Соглашением, кроме того, с момента принятия соответствующих изменений внутреннего законодательства Кипра вполне реальной становится ситуация при которой Кипрские налоговые органы будут помогать российским причем опять-таки в отношении взимания любых видов налогов, а не только тех, налогообложение которых регулируется Соглашением, с учетом возможности запроса информации и у банков, и у регистраторов – стоит серьезно задуматься об уровне конфиденциальности юрисдикции и о необходимости использования услуг номинального сервиса.
В целом же в связи с подписанием настоящего Протокола становится очевидной тенденция по ужесточению политики России в отношении кипрских компаний и как следствие – необходимость для российского бизнеса рассматривать варианты использования других юрисдикций для регистрации своих иностранных компаний и оптимизации налогообложения.
Руководитель отдела Международных проектов Наталья Побежимова