Арбитражным судом города Москвы 28 сентября 2018 года было вынесено решение № А40-86651/18 по делу «Лиедел Инвестментс Лимитед». В нем рассматривался вопрос удержания НДФЛ у источника при выплате физлицам, не являющимся налоговыми резидентами России, штрафных санкций.
Из материалов дела следует, что иностранная организация «Лиедел Инвестментс Лимитед», ведущая деятельность на территории России через постоянное представительство, выплатила физлицам-резидентам Украины и Республики Казахстан неустойку за просрочку выполнения договорных обязательств по передаче объектов недвижимого имущества в их собственность. При этом компания не исполнила обязанности налогового агента по удержанию и переводу в бюджет НДФЛ с указанных выплат. Обосновывая свою позицию в споре с налоговым органом, иностранная организация указала на отсутствие дохода, облагаемого НДФЛ, при оплате договорной неустойки как такового. Кроме того, она сослалась на статью 232 НК РФ и наличие соглашений об избежании двойного налогообложения с указанными странами.
ФНС сочла, что выплата договорной неустойки привела к образованию у физлиц экономической выгоды — подлежащей налогообложению прибыли исходя из положений статей 41 и 209 НК РФ. Статья 217 кодекса не предусматривает освобождение подобного дохода от налогообложения. Кроме того, предоставление налоговых привилегий по СОИДН между Россией и Казахстаном неправомерно из-за несоблюдения иностранной организацией как налоговым агентом процедуры, прописанной в статье 232 НК РФ.
Арбитражный суд принял во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 7 обзора практики рассмотрения дел, касающихся применения главы 23 НК РФ, который утвержден Президиумом ВС РФ 21 октября 2015 года. В итоге он поддержал позицию ФНС по вопросу возникновения дохода, облагаемого НДФЛ. Также суд одобрил взыскание неудержанного налога и пени за счет средств «Лиедел Инвестментс Лимитед», привлечение компании к ответственности за неисполнение обязанностей агента в виде 20 % штрафа по статье 123 НК РФ.
Отдельно было указано следующее:
- в случае неудержания НДФЛ при выплате денег иностранным физическим лицам с налогового агента могут взыскать налог и пени, начисленные до исполнения обязанности по выплате налога;
- факт того, что иностранные граждане состоят на налоговом учете по местонахождению объектов недвижимости с присвоением им российского ИНН, не может быть обстоятельством, возлагающим на ФНС обязанность по администрированию неудержанного НДФЛ с прибыли физических лиц, включая предъявление им требований об уплате налога и его взыскание, в том числе принудительное.
Принимая во внимание правоприменительную и судебную практику, которая давно сформировалась на основе пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30 июля 2013 года, позиция иностранной организации о неправомерности взыскания налога, пени и штрафа за счет ее собственных средств изначально была весьма слабой. Однако нельзя упустить из виду проявленный «Лиедел Инвестментс Лимитед» креативный подход к аргументации переноса бремени выплаты налога и пени с себя на налогоплательщиков-физлиц в связи с постановкой их на учет в налоговых органах РФ, пусть и по другим основаниям. Несмотря на это, Арбитражный суд отклонил этот аргумент. Он исходил из специальных оснований постановки иностранных граждан — владельцев объектов недвижимого имущества на учет в налоговых органах России, которые не связаны с исполнением обязанностей по НДФЛ и не требуют подачи деклараций по этому налогу.
Результаты рассмотрения этого дела в очередной раз подчеркивают важность правильной квалификации выплат физлицам с точки зрения НДФЛ, а также необходимость точного следования процедуре использования освобождения выплачиваемой прибыли от обложения на основе международных соглашений Российской Федерации по вопросам налогообложения.