Теперь по запросам ФНС сведения о российских собственниках оффшоров могут быть раскрыты в оперативном порядке. На днях налоговая служба получила ответ по делу о взыскании суммы налога на прибыль с ЗАО «Автотор-Менеджмент» от властей Голландии. Как выяснилось, за номинальным директором местной фирмы скрывался главный собственник Владимир Щербаков. Эксперты считают, что этот случай станет прецедентом в работе с оффшорными компаниями.
Основные этапы судебного разбирательства по делу ЗАО «Автотор-Менеджмент»
ФНС № 8 Санкт-Петербурга вынесла решение по крупнейшим налогоплательщикам о доначислении суммы налога на прибыль в размере 596,1 миллионов рублей за 2010–2011 годы. В эту сумму были включены пени и штрафы. ЗАО «Автотор-Менеджмент» подало жалобу на это решение в Арбитражный суд Санкт-Петербурга. В декабре 2014 года эта жалоба была отклонена. Текст судебного решения опубликован 12 декабря 2014 года и содержится в картотеке арбитражных дел. Этот процесс интересен тем, как ФНС России построила свою работу с оффшорами.
В ходе выездной проверки в начале 2015 года налоговая инспекция установила факт уклонения ЗАО «Автотор-Менеджмент» от уплаты налогов. Было выявлено, что компания арендует недвижимость и оборудование по ценам, превышающим рыночные на 20 %. Собственником имущества является ООО «Балтийские автомобильные заводы» («БАЗ»). Специалисты ФНС считают, что это цена арендной платы завышена с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Обе фирмы являются участниками одного холдинга. На дату налоговой проверки ООО «БАЗ» являлось резидентом особой экономической зоны Калининграда. В связи с этим компания была освобождена от уплаты налогов на имущество и на прибыль.
По материалам дела в 2006 году несколько холдинговых компаний «Автотора» внесли в уставный капитал «БАЗ» недвижимость и оборудование. Впоследствии ООО «БАЗ» сдавало это имущество в аренду фирмам по автосборке и ЗАО «Автотор-Менеджмент». Прибыль в виде дивидендов ООО «БАЗ» перечисляло голландской компании Doan B.V.
В ходе проверки сотрудники ФНС установили конечного бенефициара этого офшора. Управляющий Doan B.V. Люк Роберт дал показания, в которых раскрыл информацию о том, что конечным выгодоприобретателем по всем сделкам является председатель совета директоров холдинга «Автотор» Владимир Щербаков.
Пиар-директор «Автотор Холдинга» Олеся Казарина в интервью РБК заявила о том, что несмотря на частичное удовлетворение арбитражным судом жалобы, компания будет подавать апелляцию. «Автотор Холдинг» не согласен с порядком расчета ФНС размеров арендной платы за недвижимость и оборудование. Олеся Казарина указала на то, что при установлении размера арендной платы «Автотор» опирался на экспертные заключения, выполненные специалистами ведущих мировых оценочных компаний. В подтверждение обоснованности исчисления арендной платы на день заключения договора аренды представители холдинга представили в суд экспертное заключение, выданное Ernst&Young. Представитель МИФНС №8 от комментариев воздержался.
Соглашения о международном обмене информацией о налогоплательщиках начали действовать
Сведения о Doan B.V. были предоставлены по запросу ФНС России нидерландскими властями. Это было сделано в соответствии с Соглашением «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения…», заключенным в 1996 году между нашей страной и Нидерландами. Согласно комментариям экспертов, по таким соглашениям в порядке обмена информацией госструктуры стран-участниц передают сведения о налогоплательщиках, принадлежащей им недвижимости и доходах от сделок с ней, полученной ими прибыли, включая дивиденды.
Но на практике до судебного разбирательства по делу «Автотора» не было прецедентов по передаче такой информации. Юристы отмечают, что этот прецедент по оказанию безусловной помощи российской ФНС со стороны иностранной налоговой изменит всю правовую практику, сложившуюся со времен расформирования ВАС. Случай с «Автотором» может предотвратить дальнейшее использование транзитных фирм в высоконалоговых юрисдикциях.
Как показывает практика, российские налоговики стали уделять большое внимание документам и свидетельским показаниям при проведении проверок как внутрироссийских, так и международных финансовых операций. Это означает, что компании, которые используют оффшоры для оптимизации своего налогообложения, попадают в группу риска. В сложившейся ситуации эксперты видят два решения для таких фирм: реструктуризация деятельности или перевод бизнеса в Россию.
До прецедента с «Автотором» в практике ФНС не было громких процессов по раскрытию конечных бенефициаров через оффшор или транзитную юрисдикцию. Вместе с тем в 2012 году в деле МИАНа (Александра Сенаторова) был выявлен факт контроля бенефициара над активами российских компаний. Финансовые операции осуществлялись через несколько трастов и фондов. Этот факт был выявлен, когда один из кредиторов — истец по делу — предоставил суду конфиденциальные документы с Кипра. Суд вынес решение о наложении взыскания на эти активы. Связь между кипрскими и российскими компаниями, установленная для целей уклонения от налогообложения, была установлена в процессе судебного разбирательства по делу торговой сети «Монетка».
Дело «Автотор-Менеджмент»: мнения участников процесса
«Автотор-Менеджмент» входит в состав крупнейшего калининградского холдинга «Автотор». Холдинг занимается сборкой автомобилей BMW, Opel, KIA, Chevrolet, Cadillac и Hyundai. Его основной собственник и основатель — Владимир Щербаков. «Автотор-Менеджмент» специализируется на контрактной сборке автомобилей Chevrolet и Opel.
По результатам проверки налоговая направила претензии трем компаниям холдинга: ЗАО «Автотор», ЗАО «Автотор-Менеджмент» и ООО «Эллада Трейд». Суммарная задолженность по налогу на прибыль составила 3,5 миллиардов рублей. Сотрудники ФНС считают, что в рамках судебного процесса по всем компаниям холдинга дело по «Автотор-Менеджмент» станет прецедентным.
Представитель «Автотора» считает, что привлеченный по инициативе налоговой эксперт проявил некомпетентность при подготовке заключения. Выводы этого специалиста основаны на публикациях в интернете о предлагаемых в аренду неотапливаемых складах старой постройки. Цена таких помещений не превышает 20 долларов за кв. м. Исходя из этих цифр, ФНС рассчитала арендную плату за арендуемые «Автотором» современные здания, которые оснащены новейшим оборудованием. Производственные мощности используются для выпуска автомобилей известных мировых марок. Объем инвестиций в производство составил более 500 миллионов евро.