Первая в мире криптографическая валюта за 8 месяцев 2017 года продемонстрировала резкий рост цены — с 800 до 5000 долларов. Это вызвало очередной всплеск обсуждения феномена биткоина. Напомним, что BTC является первыми децентрализованными (благодаря технологии blockchain) электронными деньгами. Они появились в 2009 году благодаря разработке специального программного обеспечения неким Сатоши Накомото.
Автор биткоина вряд ли ожидал того, что его творение вызовет такой интерес и превратится в реальную замену современным фиатным деньгам. Напомним, что фиатные — это национальные деньги, которые являются «декретным» платежным средством, не обеспеченным конкретными активами. После отказа от «золотого стандарта» в 1971 году такими считаются практически все национальные валюты. «Вера» в фиаты поддерживается не только государственным принуждением, но и мощью национальной экономики.
А вот на что опирается «вера» в биткоин, который является продуктом «чистого разума», — неизвестно. Децентрализованная эмиссия этой криптографической валюты, названная майнингом, доступна каждому индивиду. Она требует лишь наличия компьютера и доступа в Интернет. Вначале хватало обычного ПК. Сейчас для «добычи» криптовалюты нужно мощное оборудование. Кроме того, приходится вступать в пул — группу майнеров, объединившихся для совместной генерации монет. Все дело в том, что Сатоши Накомото ограничил общий объем эмиссии (21 миллион) и заложил механизм, усложняющий процесс майнинга с ростом денежной массы. Это было сделано для предотвращения обесценивания созданных расчетных единиц, которое хорошо всем известно из истории платежных средств. В начале существования BTC ничто не предвещало ему светлого будущего. Майнеры воспринимали «добычу» биткоинов как некую игру. Подтверждением этому являются первые транзакции в новой валюте. Например, в 2010 году один майнер купил у другого 2 пиццы за 10 000 BTC. По курсу августа 2017 года каждая из них обошлась в 25 миллионов долларов. В том же 2010 году появились первые обменники и биржи, позволяющие сконвертировать криптографическую валюту в доллары и обратно. А вот 9 февраля 2011 года биткоин впервые достиг паритета с долларом США (1 BTC = 1 USD). Майнеры криптографической валюты восприняли это событие как колоссальный успех.
Последующая история криптовалюты была полна резких падений и взлетов его стоимости, в том числе из-за биржевых скандалов и банкротств. Это подтвердило крайнюю волатильность нового актива. Однако к теме подключились биржевые спекулянты, что привело к резкому росту цены в 2016 и особенно 2017 году.
В августе 2017 года рыночная капитализация BTC перевалила за 70 миллиардов долларов, тем самым превысив объем денежной массы ряда европейских фиатных валют. Однако, несмотря на широкое признание в мире, возможности рассчитываться биткоинами крайне ограничены. Именно поэтому наблюдаемый ажиотажный спрос нельзя объяснить потребностью в криптовалюте как в платежном средстве.
Столь значительный рост и без того высокой стоимости говорит о возможной пирамидальности процесса. Сегодняшние события также можно назвать раздутием «ценового пузыря», вслед за которым стоит ожидать его разрыва и резкого падения цен, лишающего майнеров львиной доли инвестиций. Такую картину можно наблюдать не только на примерах мошеннических пирамид наподобие российской МММ. В сегодняшней финансовой системе подобные движения периодически возникают на различных рынках товаров, акций или недвижимости. Однако интрига ситуации кроется в том, что биткоин является абсолютно новым и необычным активом. Он полностью виртуален и никогда не имел материального воплощения. Возможно, здесь не работают существующие законы, и стоимость будет только увеличиваться. Ведь уже сегодня движение этой криптовалюты в процентах побило все исторические прецеденты ценового роста.
Именно такого мнения придерживаются поклонники новой расчетной единицы. Для них биткоин — это альтернатива национальным валютам, которая лишена порока монопольности эмиссии, принадлежащей монетарным властям. К тому же анонимность, высокая скорость перевода, сложность кражи и подделки ставит BTC по качеству на ступень выше фиатных денег. По мнению поклонников биткоина, его стоимость будет расти и дальше. Кроме того, транзакции в BTC все больше будут замещать транзакции в национальных деньгах. Они ожидают, что биткоин станет одной из резервных мировых валют.
На последний тезис можно сразу выдвинуть возражение. Ведь конечность объема эмиссии не даст биткоину стать востребованной резервной валютой. Это приведет к дефляции и торможению экономического роста, на что добровольно не согласится ни одна страна. Кроме того, монетарные власти ведущих государств по известным причинам не позволят криптовалюте занять существенное место в мировых расчетах. Уже сегодня многие из них недоброжелательно настроены по отношению к биткоину. Так, например, Центробанк КНР уже с 2013 года запретил государственным компаниям и финансовым институтам проводить операции с использованием BTC. А в сентябре 2017 года под запрет попал оборот криптографической валюты для фандрайзинга. При этом Центробанк наградил её такими эпитетами, как «нелегальная», «незаконная», «подозрительная» и «нарушающая порядок». Это событие вызвало резкое падение стоимости криптовалюты почти на 10 %. Не исключено, что в один прекрасный день ведущие державы, опасаясь конкуренции, объявят биткоин «деньгами террористов».
Сама технология блокчейн, безусловно, представляет колоссальный интерес. Возможно, в каком-то виде её стоит использовать для создания будущей общемировой валюты. Прежде всего, можно применить предложенный надежный способ эмиссии без наличия единого эмиссионного центра. Однако выпуск такой валюты, несомненно, не должен быть ограничен и привязан к мощности компьютера. Например, эмиссия может осуществляться в распределенной базе мировых экономик. А вот новый объем можно привязать к их приросту. При этом эмиссию должны будут подтверждать другие участники распределенной базы.
Стоит сейчас вкладывать деньги в криптографическую валюту биткоин или нет? Этот вопрос остается открытым. Учитывая все вышесказанное, рассматривать BTC как объект для долгосрочных инвестиций слишком рискованно. Однако как предмет для кратковременной спекулятивной игры биткоин почти идеален. Финансовый рынок приготовил для этого инструменты, которые не требуют вхождения в сложные сетевые взаимоотношения владельцев криптовалюты. Уже сегодня существуют или находятся на стадии утверждения несколько биржевых фондов вложений в BTC типа ETF в евро, долларах, франках и шведских кронах. Также существуют небиржевые инструменты, которые так или иначе привязаны к движению цены популярной криптографической валюты. Этот список, разумеется, будет расти. Именно поэтому уже сейчас операции с биткоином могут осуществлять любые участники финансового рынка. При этом не нужно создавать виртуальные кошельки и придумывать сложные пароли для хранения нового феномена нашего времени.