График работы в праздничные дни: 27.04 - до 18.00; 28.05 - 01.05 - выходные; с 02.05 - работаем по обычному графику. График работы в праздничные дни: 08.05 - до 18:00; 09.05 - 12.05 - выходные; с 13.05 - работаем по обычному графику.
Международные проекты

Бизнесу удалось повлиять на смягчение законопроекта о контролируемых иностранных компаниях

Бизнесу удалось повлиять на смягчение законопроекта о контролируемых иностранных компаниях. Активность, проявленная Правительством в деле подготовки антиофшорной кампании, напугала бизнес-сообщество. Объединившись, бизнес воспротивился законопроекту. В результате от драконовских мер, предложенных Министерством финансов, мало что осталось.

Как все начиналось

Начиналось все с декабрьского послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию. "Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет", – твердо заявил президент России Владимир Путин в ежегодном послании и поручил "продумать систему, как эти деньги изъять".

Министерство финансов РФ уже в марте подготовило законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Законопроект предусматривал обязанность компании и граждан, которые в существенной степени (от 10% уставного капитала) владеют иностранным бизнесом в странах, включенных в так называемый "черный список", информировать об этом налоговые службы и платить налоги с нераспределенной прибыли по ставке 20% (российский налог на прибыль). Кроме того, законопроект предусматривал вменение в обязанность собственникам компаний уведомление налоговых органов о своей доле в КИК, начиная с 1% участия в компании.

Необходимость контроля офшорных капиталов российских предпринимателей никто из представителей бизнеса под сомнение не ставил. Как отмечает совладелец «Рив Гош», «Дикой Орхидеи» и «Юлмарт» Дмитрий Костыгин, с точки зрения контроля над активами, законодательство в России упрощенное, в том числе и за рубежом. И этим процессом надо управлять. Американские и швейцарские компании, например, работают с более суровым налоговым законодательством".

Однако на документ Минфина резко негативно отреагировал не только частный бизнес, но и менеджмент госкомпаний. Менеджеров «Газпрома» интересовало, как рассматривать компании, которые зарегистрированы, например, в Швейцарии и создавались с целью реализации крупных международных проектов по транспортировке газа? Будут ли эти компании считаться созданными в офшорной юрисдикции?

Представитель Внешэкономбанка объяснил, что использование офшоров – это, прежде всего, снижение рисков кредиторов, которые участвуют в финансировании поставок. Он также допустил, что принятие закона в редакции Минфина может отрицательно сказаться на экспортных поставках, в частности, высокотехнологичной продукции. Вице-президент ЛУКОЙЛ по налогам Владимир Васильев опасался, что налог придется платить дважды: в стране, где актив зарегистрирован, и в России. В диалоге с бизнесменами представитель Министерства финансов допускал некоторую неправоту министерства.

Как шли к цели

Несмотря на аргументированность всех доводов, оказалось, непросто склонить чиновников к смягчению проекта. В последующие полтора месяца Торгово-промышленная палата, РСПП и "Деловая Россия" формировали свои замечания. Предложения этих организаций по основным положениям законопроекта совпали: бизнес высказался за поднятие порога контроля с 10% до 50%, за пересмотр концепции уведомлений или отказ от них вообще.

На площадке Министерства финансов состоялось множество совещаний с участием представителей бизнеса. Первое обсуждение прошло в дни Недели российского бизнеса в середине марта, продолжилось на съезде РСПП, после этого встречи с представителями Министерства финансов и другими заинтересованными ведомствами проходили уже в еженедельном режиме, а последние две-три недели – по нескольку раз в неделю.

Решающими стали встречи с министром финансов Антоном Силуановым 16 июня 2014 года и министром по делам "открытого правительства" Михаилом Абызовым 17 июня 2014 года. На встрече с Абызовым, которая состоялась в очень узком кругу, заинтересованные стороны договорились, что список разногласий необходимо выносить 18 июня 2014 года на встречу бюро правления РСПП с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

К этому времени в Минфине уже готовы были пойти на уступки, хотя и незначительные. В середине мая замминистра финансов Сергей Шаталов отмечал, что Минфин не допускает поднятия порога владения КИК с 10%. А уже в середине июня на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге С. Шаталов заявил, что в Минфине согласились поднять порог до 25%. И только после совещания у Дмитрия Медведева бизнес поверил, что битву за офшоры выигрывает.

Цель достигнута

Встреча оказалась результативной - предприниматели добились главного: порог участия в контролируемой иностранной компании будет повышен сразу после принятия закона, а затем будет постепенно снижаться в течение продолжительного периода времени.

В поручениях премьер-министра Д. Медведева министру финансов А. Силуанову, опубликованных на прошлой неделе, поставлена задача "усовершенствовать" механизм признания контролирующего лица иностранной компании, "исходя из доли совокупного участия лица в капитале компании в размере 50% плюс один голос".

Минфину поручено на этой неделе доработать законопроект с учетом поручений премьер-министра. Министерство в своем ответе РБК сообщило, что в новой редакции законопроекта не останется того, чего так опасался бизнес. Так, контролируемой будет признаваться иностранная компания, если доля участия в ней российского собственника будет "первоначально более 50% с постепенным снижением до 25% для одного лица, либо 10%, если в совокупности доля российских налоговых резидентов в иностранной организации составляет более 50%".

Закон будет действовать также поэтапно и в отношении лиц, которые обязаны будут платить налоги. На совещании у премьера было решено, что сначала закон будет распространяться только на собственников – физических лиц, владеющих долей в иностранной компании. С 2015 года будут начислять налог на нераспределенную прибыль КИК, а штрафы и пени за неуплату введут только с 2017 года.

Министерство финансов согласно отказаться от требования уведомлять налоговиков о собственности в иностранных компаниях при доле участия 1%. Оно предлагает вменить в обязанность уведомлять об участии в КИК, исключив предложение об уведомлении в случае участия более 1%. В Министерстве финансов считают, что действующая норма должна быть модифицирована. О том, какой новый порог уведомления находится в стадии обсуждения, Минфин не сообщает. Представители бизнеса оценили эту информацию, как согласие чиновников поднять планку.

В новой редакции законопроекта учтены и опасения тех, кто для ведения реального бизнеса, а не для экономии налогов, создавал компании в низконалоговой юрисдикции. Однако следует отметить, что особенности налогообложения прибыли КИК при инвестировании в активную экономическую деятельность за рубежом Минфин только "предлагает предусмотреть". Кроме того, возможно, в новой редакции законопроекта будут исключения для доходов, возникающих при осуществлении отдельных видов деятельности. Есть уступки и по менее существенным вопросам. Например, в первой редакции законопроекта о контролируемых компаниях платить налог нужно было с прибыли, превышающей 3 млн. руб. Сейчас Минфин готов поднять минимальный порог налогооблагаемой прибыли КИК до 30-50 млн. руб. Затем порог постепенно будут снижать до 10 млн. руб.

Бизнес празднует победу?

Впору бизнесу праздновать победу. Но как же им удалось убедить чиновников пойти на уступки? Представители бизнес-ассоциаций считают, что долгие консультаций помогли чиновникам понять, что принятие законопроекта в первой редакции дополнительных налоговых поступления не даст, так как эффективность положений законопроекта, по их мнению, скорее теоретическая. "Похоже, власти реально оценили свои возможности", – считает председатель налогового комитета "Деловой России" Марина Зайкова. По ее словам, сейчас важно найти собственников, которые определяют политику компании, речь идет о тех, у кого пакет 50% и более. Кстати, после совещания у Д.Медведева, первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин сам настаивал на поэтапном введении закона: в отношении частных денег ФНС готова администрировать нормы, в части офшорных компаний внутри "семьи множества юридических лиц" эту работу нужно научиться выполнять.

То же самое и по поводу информирования о доле в 1%. Эта норма была абсолютно нерабочей, уверен партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. По его словам, у налоговиков нет возможности подтвердить или опровергнуть подобную информацию, а ее обработка могла стать очень обременительной для ФНС.

Повышение на переходный период планки прибыли, с которой нужно уплатить налог, – тоже правильная мера, считает старший юрист "Гольцблат BLP" Артем Торопов. "Тогда в первое время под правила о КИК не будут подпадать небольшие компании, накапливающие суммы, которые не являются существенными для бюджета. При администрировании это поможет ФНС сосредоточиться на крупных налогоплательщиках и не тратить усилия на небольшие компании", – отмечает он.

Но законопроект еще нуждается в доработке, полагают предприниматели. В частности, налогоплательщики пока не понимают, как они будут предоставлять информацию о расходах, которые затем по закону будут вычитаться из облагаемой базы. "Нужно ввести раздельный учет по активным и пассивным операциям", – предлагает глава РСПП Александр Шохин. По словам А. Шохина, в законопроекте заложено много "технических моментов, которые ни Минфин, ни ФНС пока не знают, как реализовывать".

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе или онлайн.
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.