Изменения в налогообложении контролируемых иностранных компаний

Министерство финансов России обнародовало проект закона о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ. Нововведения касаются правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (далее по тексту — КИК). Проект закона был разработан на основе сложившейся в этой сфере практики.

Документ также вносит изменения в правила применения льгот при «безналоговом» закрытии КИК. Корректировки вносятся и в порядок определения налогового резидентства организаций. Также законодатель уточнил критерии образования обособленных подразделений зарубежных фирм на территории России.

Налогообложение КИК

Новым законопроектом изменены правила расчета налога, удерживаемого у источника выплат. Это нововведение распространяется на КИК, которые включены в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Этот показатель — часть налога, который взимается с зарубежной КГН. Порядок исчисления этого платежа налогоплательщик определяет в учетной политике самостоятельно. Для расчета налога предлагается три метода.

Законодатель скорректировал правила предоставления документов для применения КИК налоговой льготы. В ряде случаев российские организации — контролирующие лица иностранной компании подают в ИФНС необходимые бумаги. Тогда КИК освобождается от обязанности представления этих же документов.

Законодатель дополнил перечень доходов, которые не подлежат учету при определении прибыли КИК. Теперь к ним отнесены средства от переоценки и обесценения денежных активов, расходы и доходы от реализации и иного выбытия последних.

Новый законопроект регулирует порядок определения доходов, не подлежащих учету при расчете прибыли КИК. Они исчисляются на основе фактической цены продажи или другого выбытия активов. Расходы определяются в зависимости от периода приобретения активов:

  • для полученных в 2015 финансовом году и позже за основу берется цена их покупки;
  • для активов, приобретенных до 2015 финансового года, порядок исчисления другой. За основу берется стоимость по сведениям учета КИК на первое число финансового 2015 года.

Законодатель уточнил перенос убытков КИК на будущие периоды. Их совокупный размер для этой цели исчисляется посредством сальдирования прибыли (убытков) до удержания налогов за три финансовых года, предшествующих 2015 финансовому году. Для расчета берутся данные финансовой отчетности КИК. В указанную сумму могут быть включены убытки от переоценки денежных активов. При применении этой процедуры не производится перерасчет налоговой базы за прошедшие налоговые периоды по НДФЛ и налогу на прибыль.

Проектом закона скорректированы правила применения льгот по НДФЛ и «безналоговой ликвидации». Поправки внесены в статью 217 НК РФ (п. 60). Налоговые льготы применяются при невозможности завершения ликвидации до 1 января 2018 года по причине участия организации в судебных процессах или установленных внутренними актами этой компании ограничений.

Ранее формулировка этого пункта не позволяла в указанных случаях применить льготу по налогам. Поправки ликвидируют пробелы в нормативно-правовой базе. Также изменения устанавливают 365-дневный срок действия ограничений и участия в судебных процессах.

Законодателем скорректированы правила применения льготы при получении дохода от структуры, не имеющей статуса юридического лица. Акционеры — физические лица могут вносить в такую структуру имущество и имущественные права, доходы от которых по п. 60 ст. 217 были освобождены от налогов. Для определения стоимости таких вкладов за основу берутся сведения учета ликвидируемой компании на момент их получения налогоплательщиком.

Размер налогооблагаемых доходов может быть уменьшен на сумму расходов, понесенных на покупку доли в уставном капитале фирмы посредством передачи имущества и имущественных прав, ранее освобожденных от налогов. При этом в составе расходов учитывается стоимость указанных активов по сведениям учета прекратившей деятельность иностранной компании. Это правило содержится в п. 60 ст. 217 НК РФ. Такой порядок распространяется на сделки по продаже имущества и имущественных прав.

Законопроектом уточнены правила определения финансового результата по сделкам с ценными бумагами и производными инструментами. Для таких операций расходами признаются затраты на покупку имущества и имущественных прав. В отношении освобожденных от налогообложения активов по п. 60 ст. 217 НК РФ в составе расходов учитывается стоимость имущества и имущественных прав по сведениям учета прекратившей деятельность иностранной компании. Эти правила распространяются и на сделки дарения и погашения ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Уточнение деятельности, которая не приводит к признанию компании налоговым резидентом России

К таким работам относится подготовка к проведению заседания совета директоров и других коллегиальных органов иностранной компании, разработка повестки обсуждений, проектов решений и т. д. Указанные виды деятельности не приводят к признанию иностранного юридического лица российским налоговым резидентом. Подробнее об этом можно узнать в НК РФ. Указанные виды деятельности для целей определения резидентства организации могут рассматриваться как в совокупности, так и по отдельности. Их перечень конкретизируется внесенными поправками.

Функции по планированию и надзору за работой иностранной компании со стороны её взаимозависимых лиц, а также российской организации или гражданина:

  • подготовка консолидированной управленческой и финансовой отчетности;
  • стратегическое планирование и составление бюджета;
  • анализ деятельности организации;
  • внутренний контроль и аудит;
  • работа над привлечением финансовых средств, управление денежными, инвестиционными, производственными и другими рисками;
  • разработка и утверждение политики, стандартов и методик, которые действуют в отношении всех иностранных компаний и отдельных сегментов бизнеса;
  • согласование решений, которые принимаются иностранными фирмами. Цель этой функции — контроль соблюдения вышеуказанных методик и стандартов.

Содержание и состав функций по планированию и надзору за деятельностью иностранной фирмы регламентируется внутренним нормативным актом российского юридического лица. Этот документ обязателен для исполнения зарубежными организациями.

Законодатель уточнил критерии постоянного представительства. Управляющее обособленным подразделением лицо или нанятые им субъекты наделены полномочиями по управлению активами инвестиционного фонда. Кроме того, они осуществляют функции, которые в соответствии с НК РФ не приводят к признанию иностранной фирмы российским налоговым резидентом. Постоянного представительства фонда или компании с его участием на территории РФ не образуется.

Предложенные изменения норм НК РФ внесут определенность в сфере регулирования налогообложения прибыли КИК. В первую очередь это касается процедуры «безналоговой ликвидации». Поправки снижают вероятность налоговых рисков. Действие изменений по постоянным представительствам распространится на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. Большинство других поправок вступило в силу раньше этой даты.

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе или онлайн.
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.