Целью правительств экономически развитых государств мира всегда было обеспечить максимальное поступление доходов от налоговых сборов, соблюдая собственные налоговые режимы. Размер платежей за роскошь регулярно повышался. Именно поэтому некоторые из состоятельных людей старались найти законные средства снизить свои налоговые обязательства.
Предпринимаемые действия по избеганию уплаты налогов вскоре стали формой искусства. Несмотря на то, что эта тенденция прослеживается еще в XXI веке, по сути она окружала нас многие столетия. Однако по причине экспоненциального роста высокомаржинальных транзакций и, как следствие, увеличения доли благосостояния мирового населения, сегодня наблюдается нарастающая тенденция по защите своего материального благосостояния через применение структур в юрисдикциях, которые на законных основаниях предоставляют такую возможность.
Юрисдикции, способные разместить подобные структуры в силу собственного законодательства, привлекли к себе ложную репутацию территорий, поощряющих уклонение от уплаты налогов. Они были названы «налоговыми убежищами». Соглашения по новому автоматическому обмену информацией (AEI) — это шанс для подобных юрисдикций доказать свою приверженность к принципу прозрачности. Данное желание уже продемонстрировали многие офшорные зоны, подписавшие договоры на ранних стадиях.
Однако вполне обосновано, что налоговые органы юрисдикций, в которых владельцы материальных благ имеют резиденство, обязаны предпринять меры для удержания налогов с таких лиц. Здесь и начинается наше путешествие.
В 2010 году Соединенные Штаты Америки для глобального соблюдения законодательства приняли закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA). Он вступил в силу в 2014 году. Согласно этому документу, все иностранные финансовые организации обязаны отчитываться перед налоговой службой США о клиентах, являющихся американскими налогоплательщиками. Цели FATCA полностью соответствуют целям других торгово-экономических союзов. Именно поэтому у Евросоюза и ОЭСР не возникло трудностей при ратификации соглашений по обмену сведениями.
Сегодня ОЭСР предложила модель, рекомендуемую всем участникам и членам Европейского союза, при условии, что она будет включать существующие директивы ЕС о сбережениях и другие аналогичные законодательные инициативы в отношении обмена налоговыми сведениями в различных юрисдикциях.
Эту законодательную инициативу назвали единым стандартом по обмену налоговой информацией в автоматическом режиме (CRS). На сегодняшний день она принята 49 юрисдикциями. Каждая из них будет выполнять рекомендации CRS в рамках первого обмена сведениями в сентябре 2017 года. Еще 11 юрисдикций сделают это в сентябре 2018 года. Кроме того, есть 33 зоны, которые одобрили данную модель, но не успели принять ее в установленный срок.
Что предлагает Common Reporting Standard?Каждая юрисдикция, принявшая CRS, должна утвердить законодательный акт, который гарантирует, что все финансовые учреждения в этой зоне имеют требуемые положения для предоставления необходимой информации, касающейся владельцев подотчетных счетов, в соответствующий орган. Например, в Джерси им является Контролер уплаты налогов (the Comptroller of Taxes).
Первым принципом этой модели является выявление всех владельцев подотчетных счетов. Ими, по сути, являются счета, которые поддерживаются финансовыми учреждениями.
Сразу после идентификации бенефициарного владельца подотчетного счета требуемые детали фиксируются и предоставляются в соответствующий орган. После этого информация передается в то государство, в котором это лицо является налоговым резидентом.