На практике нередко возникают спорные ситуации по удержанию налога из цены контракта. Российские компании, перечисляя иностранному контрагенту денежные средства по сделке, забывают об обязанностях налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога.
Это приводит к тому, что сумма недоимки взыскивается с российской фирмы. Возникает вопрос: как возместить этот убыток и взыскать задолженность с иностранного контрагента? Сложность в том, что налоговые правоотношения относятся к сфере публичного права, которым не предусмотрена возможность налогового агента взыскивать задолженность по обязательным.
В связи с этим интересна практика Арбитражного суда Северо-Кавказского округа. Суд в своем постановлении от 06.08.2018 г. по делу А32-23373/2015 поддержал апелляционную инстанцию и согласился с возможностью взыскания уплаченной недоимки в качестве неосновательного обогащения.
Суть спора сводилась к следующему: российская компания перечислила иностранному контрагенту денежные средства по договору аренды тентовых сооружений. Поскольку у иностранной фирмы отсутствовало представительство на территории РФ, в силу ст. 310 НК РФ сумма налога на прибыль в размере 20% должна была быть удержана российским контрагентом из цены контракта. Однако этого сделано не было. По-видимому, чтобы избежать налоговой ответственности, налоговый агент уплатил налог на прибыль за иностранную компанию за счет собственных средств.
Это послужило основанием для того, чтобы суды признали наличие на стороне иностранца неправомерно сбереженного имущества, являющегося неосновательным обогащением. Как следствие, исходя из норм гражданского законодательства, с налогоплательщика была взыскана неудержанная налоговым агентом сумма налога.
Примечательно, что суды сочли обоснованным взыскание задолженности в валюте контракта не смотря на то, что налог в бюджет был перечислен в рублях. Исходили из следующего: налог исчисляется в валюте, в которой иностранная компания получает доход. Уплата налога осуществляется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа. То обстоятельство, что с момента уплаты налога до момента взыскания неосновательного обогащения прошло время и курс ЦБ РФ изменился, на существо обязательств не влияет. Убытки в виде курсовой разницы являются предпринимательскими рисками.
В связи с отказом от добровольного погашения задолженности, на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты по ст. 395 ГК РФ также в валюте платежа. Поскольку данные проценты не являются договорной неустойкой, их уменьшение в порядке ст. 333 ГК РФ не допускается.
Исходя из данной практики, напрашиваются следующие рекомендации. Если российская компания не удержала сумму налога на прибыль у иностранного контрагента, во избежание налоговой ответственности необходимо уплатить налог за счет собственных средств с последующим взысканием неосновательного обогащения.