В ноябре прошлого года Госдума РФ приняла в окончательном чтении важные поправки в Налоговый Кодекс России. Они касаются правил уплаты налогов на прибыль иностранными компаниями, которые контролируются резидентами РФ. Предусмотрено, что с текущего года они должны перечисляться в российский бюджет.
Подобные нормы действуют во многих зарубежных странах, например, во Франции, США и Великобритании. Практика показывает, что их применение не всегда является эффективным и оправданным. Проблемы возникают, прежде всего, на этапе государственного администрирования, ведь организация регулярного, качественного контроля требует значительных затрат. Часто сумма сопутствующих издержек бывает выше отчислений, получаемых с компаний-налогоплательщиков.
Вполне вероятно, что при реализации намеченных планов в России местные уполномоченные органы столкнутся с аналогичными или даже более серьезными последствиями. Однако решение принято, и компаниям следует подготовиться к выполнению новых правил, чтобы период адаптации прошел как можно более гладко и безболезненно.
Выбор тактики поведения в такой ситуации определяется во многом той целью, ради которой компания открывалась именно за рубежом, в офшорной зоне. Среди наиболее распространенных мотивов:
- оптимизация налогообложения (многие иностранные юрисдикции предлагают очень привлекательные, при этом совершенно легальные условия для инвесторов, включая минимальную фискальную нагрузку);
- заключение выгодных и защищенных сделок купли-продажи (в соответствии с английским правом);
- организация эффективного функционирования международного холдинга, который ведет операционную деятельность не только в России, но и других юрисдикциях;
- обеспечение дополнительных возможностей для партнеров по бизнесу (применение норм, к примеру, английского права, доступно лишь при взаимодействии с иностранными компаниями);
- сохранение конфиденциальности информации о бенефициарах с различными целями;
- расширение возможностей для владения активами на территории той или иной страны (так, приобретение недвижимости на свое имя в некоторых юрисдикциях разрешено исключительно резидентам);
- урегулирование наследственных дел, которые сложно или нельзя уладить в соответствии с российским законодательством.
Перечень возможных шагов для резидентов РФ, контролирующих либо владеющих иностранными фирмами
Так как законопроект уже вступил в силу, все заинтересованные компании в ближайшее время должны принять стратегические решения. Вариантов не так много:
- Не менять имеющуюся структуру и оформить отчетность, предусмотренную новыми правилами. Если доля Вашего участия в зарубежном бизнесе составляет 10% и выше, то следует до 01.04.2015 сдать обязательные формы и до 20.03.2015 предоставить уведомления по стандартам КИК (контролируемые иностранные компании). В случае изменения доли в капитале фирмы или полного выхода из него необходимо извещать контролирующие органы об этом не позднее 30 дней после каждого такого прецедента.
- Налог на полученный доход (на прибыль или НДФЛ) от участия в иностранном бизнесе должен быть рассчитан и перечислен в бюджет РФ в установленные сроки (если отсутствуют соответствующие льготы).
- Провести изменения в структуре компании, зарегистрированной в офшорной зоне. Конкретные варианты будут зависеть от прогноза доходов, видов предполагаемых операций и других параметров. Чтобы планируемая оптимизация оказалась эффективной, скорее всего, придется привлечь специалистов с успешным опытом в данном направлении.
- Не предпринимать никаких действий и ждать разъяснений по применению новых нормативных требований. Такой способ является наиболее рискованным, так как грозит российскому резиденту иностранной компании достаточно серьезными штрафами.