Многие страны борются с утечкой национальных капиталов в офшоры, перекрывая возможности для сомнительных схем ухода от налогов. Россия не исключение.
В своем письме № СА-4-9/8285@ ФНС России обобщила практику судов по вопросу обоснованности применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения и выработала ряд рекомендаций для своих сотрудников.
Ключевыми идеями стали:
- Фактический получатель дохода не должен устанавливаться формально во избежание злоупотребления правилами международных соглашений и уклонения от уплаты налогов. Льгота по налогу не должна предоставляться подставным лицам, прикрывающим реального бенефициара дохода.
- Деятельность офшорной компании не должна сводиться исключительно к совершению транзитных операций. Ее существование должно подтверждаться осуществлением действительной предпринимательской деятельности, с несением определенных финансовых рисков и затрат.
В судебной практике уже устоялся подход, согласно которому для получения налоговой льготы недостаточно быть просто резидентом государства — контрагента соглашения об устранении двойного налогообложения. Налоговики будут оценивать действительную деловую цель деятельности компании и суть совершаемых операций. Данный подход применяется не только к пассивным доходам (дивиденды, проценты, роялти), но и к активным и является российской реализацией модельной конвенции ОЭСР.
Налогоплательщику предстоит обосновать необходимость привлечения иностранных компаний для совершения тех или иных сделок, а также доказать разумность такого решения.
Исходя из судебной практики, ФНС сформулировала критерии, свидетельствующие о кондуитности компании, целью создания которой было осуществление транзитных переводов конечному бенефициару. К ним относятся:
- Компания не осуществляет реальную предпринимательскую деятельность, о чем могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
- иная деятельность, кроме как по получению или выплате дивидендов, не осуществляется;
- компания не несет существенные финансовые риски;
- операционные расходы отсутствуют или незначительны.
- Прибыль формируется преимущественно за счет дохода, перечисленного из России.
- Расходы иностранной компании только обеспечивают регистрацию и наличие офиса.
- Отсутствие численности работников, позволяющей эффективно вести предпринимательскую деятельность и управлять активами.
- Отсутствует самостоятельная бизнес-цель деятельности компании.
Избежать двойного налогообложения не удастся, если ФНС придет к выводу, что целью совершения сделок являлось исключительно выведение доходов из России. Примерами таких операций служат:
- Привлечение кондуитной компании для оказания «консультационных» услуг.
- Искусственное включение зарубежной компании в бизнес-модель деятельности холдинга или цепочку сделок по перечислению денежных средств.
- Формальное приобретение долей в других организациях или создание дочерних компаний, если инвестор не принимает участия в деятельности компании или фактически не принимал решение о создании дочерних компаний. При этом протоколы собраний органов управления организаций не доказывают активность ведения хозяйственной деятельности, если на данных заседаниях обсуждались лишь общие вопросы, не связанные с коммерческой деятельностью.
- Получение дохода исключительно за счет курсовой разницы от продажи валют, процентов по вкладам, от оказания информационно-консалтинговых услуг, от разовой покупки или владения акциями аффилированных компаний.
Исходя из данных критериев, под удар попадают не только российские группы компаний, использующие иностранные структуры сугубо в целях ухода от налогов, но и международные группы. Компаниям станет сложнее манипулировать офшорными инвестициями в целях применения льгот по налогообложению.
Для отказа в применении льгот налоговикам достаточно обосновать, что лицо, обратившееся за льготой, не является конечным бенефициаром дохода. Поэтому в каждом отдельном случае компании придется доказывать:
- самостоятельное ведение предпринимательской деятельности;
- использование получаемого дохода для формирования прибыли в иностранной юрисдикции или вливания капитала в российскую экономику.
Организации, обслуживающие только интересы своей группы компаний, не смогут больше пользоваться международными налоговыми преференциями, если получаемый доход не будет экономически оправдан.