Международные проекты

Особенности валютного контроля и налоговые последствия при операциях с криптовалютами в РФ

Рассмотрим некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться налоговые и валютные резиденты Российской Федерации при совершении операции с криптоденьгами.

Правовое регулирование

Центральный банк России в своем письме от 4 сентября 2017 года отметил, что большинство транзакций с криптовалютами лежит вне правового поля и России, и целого ряда других государств. Считаем, что на данный момент, под российское правовое регулирование вообще не подпадает ни одна из подобных операций, однако в ЦБ, возможно, знают больше и потому указывают не на все, а лишь на «большинство».

Приведем также выдержку из сообщения Росфинмониторинга по использованию криптовалют (его текст официально не публиковался, поэтому данные взяты из информации с сайта органа по состоянию на 6 февраля 2014 года). Так, в нем указано, что применение правовых механизмов для обеспечения сторонами сделки своих обязательств в условиях, когда криптовалюты в РФ находятся в правовом вакууме, представляется фактически невозможным. Кроме того, ведомство обратило внимание на характер сделок, если расчеты по ним производятся в цифровых деньгах. Такая форма оплаты будет рассматриваться в качестве основания для подозрения операций в отмывании (то есть легализации) преступных доходов или финансировании терроризма.

В дополнение к приведенным мнениям 02.10.17 года Минфин РФ выпустил письмо 03-11-11/63996, где высказал аналогичное мнение о неопределенности российского законодательства в отношении правового статуса и сущности криптовалют.

Налоговые последствия

Если продажа криптоденег производится физическим лицом-налоговым резидентом РФ, ему будет отказано в применении любых видов налоговых вычетов (в главе 23 НК РФ такая возможность не предусмотрена). Соответственно, в таких случаях 13 % НДФЛ будет взиматься со всего дохода физического лица, а не с чистой прибыли от сделки.

В другом письме 03-04-05/66994 от 13.10.2017 Минфин определил доход как экономическую выгоду, выражаемую в натуральной либо денежной форме и учитываемую в том случае и в той мере, в каких позволяет ее оценка. Все указанные условия касаются физических лиц и применяются на основании Налогового кодекса РФ (глава 23).

Механизм расчета налоговой базы для НДФЛ предусматривает налогообложение доходов, по которым может быть применен налоговый вычет. А при криптовалютах каких-либо уменьшений базы в законе не прописано. Более того, цифровые деньги не имеют четкой законодательной квалификации, к примеру, как ценных бумаг, что делает невозможным и их учет в качестве таковых в целях налогообложения.

Торговля криптовалютами с использованием КИК (контролируемой иностранной компании)

Данный подход тоже имеет свои проблемы. В частности, международная практика признает криптовалюту как некий финансовый актив либо даже как его конкретный вид — ценную бумагу (убедиться в этом можно, изучив решения комиссии по рынкам ценных бумаг из США или новости о фьючерсах с Чикагской биржи).

Таким образом, правила учета подобных активов в финансовых отчетах КИК по МСФО понятны. Но в случае, когда налоговый резидент РФ открывает КИК в юрисдикциях, применяющих собственные стандарты учета (в том числе и полностью аналогичные МСФО), для правильного отражения данного актива в отчетности требуется выяснить ряд вопросов:

  1. Предполагается ли переоценка криптовалюты при изменении ее стоимости на отчетные даты (в результате такой переоценки возможна генерация дополнительного дохода либо расхода в отчетности КИК)?
  2. Каким образом будет учитываться обмен цифровых денег?
  3. Что необходимо для подтверждения операции при ее обработке иностранными бухгалтерами и (или) аудиторами (какие документы)?

Кроме того, налоговому резиденту РФ придется иметь в виду риски применения статьи 246.2 Налогового кодекса России, в соответствии с которым при управлении иностранной компанией с территории России она может признаваться налоговым резидентом РФ. В такой ситуации нюансы МСФО окажутся для налоговых органов мало значимыми, так как приоритетными будут считаться положения Налогового кодекса РФ. В то же время напомним, что в НК РФ не включено никаких норм, касающихся особенностей определения налоговой базы по транзакциям с криптовалютами. Все это означает, что налоговые органы будут вправе использовать наиболее простую методику расчета: признавать доходы, но не уменьшать налоговую базу на величину расходов, если они, например, не подтверждены документально. В итоге налогообложение будет произведено по ставке 20 % с суммы доходов КИК (но не прибыли).

Стоит также учитывать, что получение компаниями криптовалюты при проведении ICO может рассматриваться налоговыми органами как неденежный доход, а не как капиталовложение. Основание для такого подхода — неурегулированный статус цифровых денег, не позволяющий признать такие операции как вложение в капитал компании.

Если для целей проведения ICO компания покупала услуги физических лиц (к примеру, дизайнеров, программистов и т. п.) и оплачивала их криптовалютой, то, согласно законодательству, те продавцы, которые являются налоговыми резидентами РФ, обязаны отчитаться о полученном доходе и уплатить с него 13 % в виде НДФЛ. Более того, если этот актив будет впоследствии продан за обычные деньги, физическое лицо формально получит повторный доход, с которого также должен быть удержан и оплачен НДФЛ в размере 13 %.

Обмен криптовалют тоже приводит к двойному налогообложению физических лиц-налоговых резидентов РФ. Схема такая:

При передаче одного вида криптовалюты и получении другого вида возникает доход на сумму поступивших средств. Разница с обменом традиционных валют заключается только в том, что клиент получает не привычные деньги, а другой виртуальный актив. Так как возможность применения налогового вычета отсутствует, налогообложение производится в отношении всей суммы обмена.

Далее налогоплательщик вновь обменивает криптовалюту, вырученную в результате первой операции, но на традиционные денежные средства (либо опять обменивает на криптовалюту). Такая операция также подлежит обложению НДФЛ на полную сумму, так как оснований для налогового вычета не возникает.

Такая цепочка может продолжаться до бесконечности, и с каждой новой сделкой обмена пропорционально увеличивается размер уплаченного НДФЛ.

Валютный контроль

По данному вопросу имеется письмо Минфина России ОА-18-17/1027, выпущенное 03.10.2016 года. В нем уточняется порядок проведения операций по реализации или приобретению криптовлают с использованием традиционных валютных активов: иностранных ценных бумаг, российских и иностранных денежных средств. Ведомство отмечает, что такие сделки считаются валютными операциями и подлежат исполнению через счета резидентов РФ, открытые в российских уполномоченных банках.

Реализация указанного положения на практике выглядит следующим образом:

Если физическое лицо-валютный резидент РФ продал криптовалюту, но оплата за нее поступила на его зарубежный банковский счет, он может быть оштрафован за проведение незаконной валютной операции на сумму от 75 до 100 % от зачисленных средств (подобная ответственность прописана в КоАП РФ, в статье 15.25).

При написании этой статьи мы сознательно опустили тот момент, что перевод выручки от реализации криптовалюты на банковские валютные счета и в России, и за рубежом представляется сегодня фактически невозможным (сложность и противоречивость механизма совершения таких транзакций через платежные системы тоже признается всеми участниками).

Рассмотрим некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться налоговые и валютные резиденты Российской Федерации при совершении операции с криптоденьгами.

Правовое регулирование

Центральный банк России в своем письме от 4 сентября 2017 года отметил, что большинство транзакций с криптовалютами лежит вне правового поля и России, и целого ряда других государств. Считаем, что на данный момент, под российское правовое регулирование вообще не подпадает ни одна из подобных операций, однако в ЦБ, возможно, знают больше и потому указывают не на все, а лишь на «большинство».

Приведем также выдержку из сообщения Росфинмониторинга по использованию криптовалют (его текст официально не публиковался, поэтому данные взяты из информации с сайта органа по состоянию на 6 февраля 2014 года). Так, в нем указано, что применение правовых механизмов для обеспечения сторонами сделки своих обязательств в условиях, когда криптовалюты в РФ находятся в правовом вакууме, представляется фактически невозможным. Кроме того, ведомство обратило внимание на характер сделок, если расчеты по ним производятся в цифровых деньгах. Такая форма оплаты будет рассматриваться в качестве основания для подозрения операций в отмывании (то есть легализации) преступных доходов или финансировании терроризма.

В дополнение к приведенным мнениям 02.10.17 года Минфин РФ выпустил письмо 03-11-11/63996, где высказал аналогичное мнение о неопределенности российского законодательства в отношении правового статуса и сущности криптовалют.

Налоговые последствия

Если продажа криптоденег производится физическим лицом-налоговым резидентом РФ, ему будет отказано в применении любых видов налоговых вычетов (в главе 23 НК РФ такая возможность не предусмотрена). Соответственно, в таких случаях 13 % НДФЛ будет взиматься со всего дохода физического лица, а не с чистой прибыли от сделки.

В другом письме 03-04-05/66994 от 13.10.2017 Минфин определил доход как экономическую выгоду, выражаемую в натуральной либо денежной форме и учитываемую в том случае и в той мере, в каких позволяет ее оценка. Все указанные условия касаются физических лиц и применяются на основании Налогового кодекса РФ (глава 23).

Механизм расчета налоговой базы для НДФЛ предусматривает налогообложение доходов, по которым может быть применен налоговый вычет. А при криптовалютах каких-либо уменьшений базы в законе не прописано. Более того, цифровые деньги не имеют четкой законодательной квалификации, к примеру, как ценных бумаг, что делает невозможным и их учет в качестве таковых в целях налогообложения.

Торговля криптовалютами с использованием КИК (контролируемой иностранной компании)

Данный подход тоже имеет свои проблемы. В частности, международная практика признает криптовалюту как некий финансовый актив либо даже как его конкретный вид — ценную бумагу (убедиться в этом можно, изучив решения комиссии по рынкам ценных бумаг из США или новости о фьючерсах с Чикагской биржи).

Таким образом, правила учета подобных активов в финансовых отчетах КИК по МСФО понятны. Но в случае, когда налоговый резидент РФ открывает КИК в юрисдикциях, применяющих собственные стандарты учета (в том числе и полностью аналогичные МСФО), для правильного отражения данного актива в отчетности требуется выяснить ряд вопросов:

  1. Предполагается ли переоценка криптовалюты при изменении ее стоимости на отчетные даты (в результате такой переоценки возможна генерация дополнительного дохода либо расхода в отчетности КИК)?
  2. Каким образом будет учитываться обмен цифровых денег?
  3. Что необходимо для подтверждения операции при ее обработке иностранными бухгалтерами и (или) аудиторами (какие документы)?

Кроме того, налоговому резиденту РФ придется иметь в виду риски применения статьи 246.2 Налогового кодекса России, в соответствии с которым при управлении иностранной компанией с территории России она может признаваться налоговым резидентом РФ. В такой ситуации нюансы МСФО окажутся для налоговых органов мало значимыми, так как приоритетными будут считаться положения Налогового кодекса РФ. В то же время напомним, что в НК РФ не включено никаких норм, касающихся особенностей определения налоговой базы по транзакциям с криптовалютами. Все это означает, что налоговые органы будут вправе использовать наиболее простую методику расчета: признавать доходы, но не уменьшать налоговую базу на величину расходов, если они, например, не подтверждены документально. В итоге налогообложение будет произведено по ставке 20 % с суммы доходов КИК (но не прибыли).

Стоит также учитывать, что получение компаниями криптовалюты при проведении ICO может рассматриваться налоговыми органами как неденежный доход, а не как капиталовложение. Основание для такого подхода — неурегулированный статус цифровых денег, не позволяющий признать такие операции как вложение в капитал компании.

Если для целей проведения ICO компания покупала услуги физических лиц (к примеру, дизайнеров, программистов и т. п.) и оплачивала их криптовалютой, то, согласно законодательству, те продавцы, которые являются налоговыми резидентами РФ, обязаны отчитаться о полученном доходе и уплатить с него 13 % в виде НДФЛ. Более того, если этот актив будет впоследствии продан за обычные деньги, физическое лицо формально получит повторный доход, с которого также должен быть удержан и оплачен НДФЛ в размере 13 %.

Обмен криптовалют тоже приводит к двойному налогообложению физических лиц-налоговых резидентов РФ. Схема такая:

При передаче одного вида криптовалюты и получении другого вида возникает доход на сумму поступивших средств. Разница с обменом традиционных валют заключается только в том, что клиент получает не привычные деньги, а другой виртуальный актив. Так как возможность применения налогового вычета отсутствует, налогообложение производится в отношении всей суммы обмена.

Далее налогоплательщик вновь обменивает криптовалюту, вырученную в результате первой операции, но на традиционные денежные средства (либо опять обменивает на криптовалюту). Такая операция также подлежит обложению НДФЛ на полную сумму, так как оснований для налогового вычета не возникает.

Такая цепочка может продолжаться до бесконечности, и с каждой новой сделкой обмена пропорционально увеличивается размер уплаченного НДФЛ.

Валютный контроль

По данному вопросу имеется письмо Минфина России ОА-18-17/1027, выпущенное 03.10.2016 года. В нем уточняется порядок проведения операций по реализации или приобретению криптовлают с использованием традиционных валютных активов: иностранных ценных бумаг, российских и иностранных денежных средств. Ведомство отмечает, что такие сделки считаются валютными операциями и подлежат исполнению через счета резидентов РФ, открытые в российских уполномоченных банках.

Реализация указанного положения на практике выглядит следующим образом:

Если физическое лицо-валютный резидент РФ продал криптовалюту, но оплата за нее поступила на его зарубежный банковский счет, он может быть оштрафован за проведение незаконной валютной операции на сумму от 75 до 100 % от зачисленных средств (подобная ответственность прописана в КоАП РФ, в статье 15.25).

При написании этой статьи мы сознательно опустили тот момент, что перевод выручки от реализации криптовалюты на банковские валютные счета и в России, и за рубежом представляется сегодня фактически невозможным (сложность и противоречивость механизма совершения таких транзакций через платежные системы тоже признается всеми участниками).

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе или онлайн.
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.