Судебная практика по правомерности применения налоговой льготы в отношении объектов нежилого недвижимого имущества с высоким классом энергетической эффективности является неоднозначной.
Так, с сентября по октябрь было рассмотрено несколько дел, в рамках которых судами было отказано налогоплательщикам в праве на использование льготы по налогу на имущество в отношении объектов, имеющих высокий уровень энергетической эффективности. При этом они ссылались на положения строительных норм и правил. Суды указали, что СНиП в части определения уровня энергоэффективности объектов нежилой недвижимости не применяются с 21 ноября 2009 года. Именно поэтому при отсутствии критериев определения соответствующих классов использование для налогообложения энергетических паспортов неправомерно. Например, 9 ноября по делу «Просперити» полностью отменено решение судов первой апелляционной инстанции, а налогоплательщику отказано в праве на использование льготы на основании вышеизложенного аргумента.
По делу Дома печати на Баумана 26 октября текущего года была передана кассационная жалоба в Верховный Суд. Дата ее рассмотрения еще не известна. Напомним, что суд апелляционной инстанции отказал организации в праве на применение налоговой льготы для реконструированных зданий с высоким уровнем энергетической эффективности. При этом одним из них является объект культурного наследия. Принимая решение, суд исходил из того, что класс В не считается достаточно высоким для предоставления льготы.
Арбитражный суд Свердловской области, напротив, удовлетворил требование налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога на имущество компании за 2013–2014 годы в связи с использованием льготы в отношении зданий с высоким уровнем энергоэффективности. Такое решение принято 8 ноября 2017 года. При этом суд пояснил, что момент, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, — момент установления факта высокой энергоэффективности здания (появления или подтверждения права на льготу), то есть получения энергетических паспортов, а именно с 2016 года. К таким судебным выводам необходимо относиться очень внимательно. Несмотря на отрицательную практику, которая появляется в последнее время, нельзя однозначно сказать, что в этом вопросе поставлена точка. Наличие положительных решений, а также неоднородность аргументов, приводящихся при отказах, не позволяют делать точные прогнозы. Больше ясности может внести рассмотрение вопроса в вышестоящих инстанциях (например, в Верховном Суде). Однако с начала 2015 года лишь одно дело о правомерности применения льгот было передано коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
В сентябре текущего года был подписан законопроект, вносящий изменения в НК РФ. Согласно этому документу, с 2018 г. налоговая льгота на имущество для вновь вводимой недвижимости, имеющей высокий уровень энергоэффективности, будет использоваться лишь при условии принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона. На сегодняшний день эту возможность установил лишь один регион страны — Ханты-Мансийский автономный округ.
Мы обещаем внимательно следить за дальнейшим развитием этого процесса.
Первое судебное дело об использовании коэффициента 1,5 к затратам на НИОКР
Решение суда было принято в пользу налогового органа.
Суть конфликта заключается в определении критериев затрат на научные, исследовательские и опытно-конструкторские работы для целей вычисления налога на прибыль юридического лица. Организация указывала на то, что такие показатели прямо указаны в гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Отказывая юридическому лицу в удовлетворении заявленных требований, суд следом за налоговым органом установил, что спорные работы не имеют отношения к НИОКР. Отсутствует новизна и их значимость для российской науки в целом. Однако решением суда не поясняется, каким нормативным правовым актом определен этот критерий. Кроме того, был сделан вывод, что льгота не может быть мерой поощрения конкретных налогоплательщиков.
Стоит отметить, что льгота применяется с 2009 года и позволяет вернуть до 10 % затрат на НИОКР благодаря уменьшению платежей по налогу на прибыль компании. Однако в прошлом году с заявлениями обратилось лишь 76 юридических лиц в РФ.
Решение пока не вступило в силу. Наши эксперты будут следить за развитием событий.
ВС РФ подтвердил налоговую льготу на внереализационную прибыль в виде курсовых разниц
Отменяя ранее принятые решения, Верховный суд сообщил, что из-за взаимосвязанных положений российского законодательства резидент особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти» не только занимается промышленно-производственной деятельностью, но и осуществляет капитальные вложения и инвестиции, требуемые для ее ведения, именно поэтому для пониженной ставки важны:
- объективная связь рассматриваемых расходов и доходов с деятельностью резидента в ОЭЗ «Тольятти», включая те ситуации, когда они имели место на стадии инвестирования в применяемые обществом объекты;
- реальное осуществление инвестиционной деятельности и целевое применение иностранной валюты, от покупки которой получена прибыль, облагаемая налогом.
Дело имеет важнейшее значение для тех форм господдержки, где получение внереализационной прибыли может препятствовать их использованию. Например, когда одним из главных условий является извлечение не менее 90 % дохода от льготируемого вида деятельности — налога на прибыль участниками специальных инвестконтрактов (СПИК) и региональных инвестпроектов (РИП), пониженных тарифов страховых взносов.
Примечательно, что это первое с 2015 года дело о правомерности использования налоговых льгот, где кассационная жалоба налогоплательщика предоставлена на рассмотрение в Верховный суд.
Сбережение налоговых льгот в отношении движимого имущества организаций
В ноябре текущего года в Совет Федерации поступил законопроект, согласно которому в случае отказа субъекта РФ от реализации права на установление с 2018 года налоговой льготы в отношении движимого имущества организаций, ставки в них не будут превышать 1,1 %. К таким регионам относятся республики Коми и Удмуртия, а также Амурская и Смоленская области. При этом положение о возможном увеличении срока передачи полномочий по установлению налоговой льготы в отношении движимого имущества юридических лиц с 2018 до 2019 года было исключено из законопроекта.
Ряд российских регионов уже приняли решения о возможности сбережения льготы для движимого имущества компаний. Первыми субъектами РФ, согласившимися сохранить полное освобождение от налога, являются Московская и Липецкая области. Условия использования льготы аналогичны тем, которые установлены п. 25 ст. 381 НК РФ.
Ярославская и Нижегородская области также приняли законы, которые направлены на сбережение полного освобождения движимого имущества юридических лиц от налога. Однако условия использования такой льготы существенно отличаются от тех, которые установлены п. 25 ст. 381 НК РФ. Так, в Нижегородской области освободиться от налога смогут организации, осуществляющие деятельность согласно разделу С «Обрабатывающие производства» и классу 72 «Научные исследования и разработки». Кроме того, их движимое имущество должно быть поставлено на учет как объект основных средств не ранее 2016 года. Исключением являются вещи, принятые в результате ликвидации или реорганизации, передачи или покупки у взаимозависимого лица. Ярославской областью принято положение о применении льготы в отношении движимого имущества организаций на четыре налоговых периода. Срок исчисляется с момента его поступления на учет как объекта основных средств. При этом движимое имущество должно быть принято не ранее 2016 года. Исключением также являются вещи, учтенные в результате ликвидации или реорганизации, передачи или покупки у взаимозависимого лица. Кроме того, Ярославская область приняла положение об установлении пониженной ставки (1,1 %) относительно движимого имущества организаций, которое соответствует условиям, установленным п. 25 статьи 381 НК РФ.
Тюменская область и Камчатский край приняли положения, которые направлены на уменьшение налоговой ставки в отношении имущества юридических лиц, указанного в пункте 25 ст. 381 НК РФ. В то же время Республика Бурятия утвердила закон, направленный на сохранение льготы лишь относительно железнодорожного подвижного состава, произведенного с начала 2013 года. Астраханская область решила сберечь ее только для тех организаций, деятельность которых связана с добычей углеводородного сырья. При этом речь идет о движимом имуществе, расположенном в секторе РФ дна Каспийского моря.
Российские регионы продолжают вносить поправки в законы, регулирующие порядок использования налоговых льгот. С октября по ноябрь 2017 года субъекты РФ подписали более 30 проектов.
Нужна более подробная информация о подобных изменениях в конкретных регионах страны по Вашей отрасли? Свяжитесь со специалистами юридической компании URVISTA по телефону +7 (495) 266-36-25 или через специальную форму на сайте. Наши эксперты ответят на все Ваши вопросы.
Законопроект о совершенствовании механизма ОЭЗ в Калининградской области одобрен в третьем чтении
Одобрен законопроект, согласно которому предлагается уменьшить минимальный размер инвестиций для резидентов ОЭЗ в Калининградской области до 1 миллиона рублей. При этом в особой экономической зоне должны реализовываться инвестиционные проекты в следующих областях:
- разработки компьютерного программного обеспечения;
- предоставление консультационных и других услуг в сфере информационных технологий; здравоохранение;
- научные исследования и разработки.
Требуемый объем капитальных вложений для резидентов этой особой экономической зоны равен 150 миллионам рублей. Лишь в отношении проектов в области сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства он составляет 50 млн.
Также предлагается установить тарифы страховых взносов — 7,6 % на протяжении 7 лет, но не позже 31 декабря 2025 года. Ими смогут воспользоваться лица, включенные в перечень резидентов ОЭЗ в Калининградской области с начала 2018 года по конец 2022 года. Пониженные тарифы будут использоваться налогоплательщиками исключительно по базе для вычисления страховых взносов, установленной в отношении физических лиц, которые заняты на новых рабочих местах. На рассмотрение в Совет Федерации этот законопроект был передан 17 ноября.
Законопроект о введении инвестиционного вычета по налогу на доход юрлиц передан в СФ РФ
В Совет Федерации передан законопроект, который предусматривает возможность предоставления налогоплательщикам права на снижение исчисленной суммы налога на доходы юридических лиц на сумму расходов (до 100 %), связанных с созданием (приобретением) либо реконструкцией (модернизацией) объектов основных средств. Речь идет об инвестиционном налоговом вычете. Это право может быть реализовано налогоплательщиком только в том случае, если российский регион внесет соответствующие положения в законодательство.
Согласно предложенному проекту, инвестиционный налоговый вычет распространяется лишь на те объекты, которые относятся к 3–7 амортизационным группам. При этом региональным законодательством также могут устанавливаться дополнительные требования:
- к объектам основных средств, на которые будет распространяться инвестиционный налоговый вычет;
- к категориям налогоплательщиков, которые получат возможность уменьшить исчисленную сумму налога на доход организации на сумму определенных расходов.
Отдельные категории налогоплательщиков не смогут использовать инвестиционный налоговый вычет. К таковым, например, относятся участники региональных инвестпроектов и Свободного порта Владивосток.
Эффективность предложенной меры государственной поддержки не считается безусловной и нуждается в детальном анализе в каждом конкретном случае: прогнозирование результата от ее использования и его сравнение со стандартными условиями.
Законопроект о продлении сроков начала использования резидентами Свободного порта Владивосток и ТОСЭР налоговой льготы в отношении дохода юрлиц
В Совет Федерации 10 ноября текущего года был передан законопроект, предлагающий продлить период, по завершении которого налогоплательщики смогут заявить о своем праве на использование налоговой льготы в отношении дохода организаций. Речь идет о лицах, включенных в реестр Свободного порта Владивосток или территорий опережающего развития.
Особенности продления сроков для объектов с разным объемом инвестиций:
- от 500 миллионов рублей срок будет продлен до пяти налоговых периодов;
- от 1 миллиарда рублей — до шести налоговых периодов;
- от 100 миллиардов рублей — до девяти налоговых периодов.
На практике нередко возникает ситуация, когда вкладчик в связи с длительным характером и существенным объемом инвестиций так и не получает доход до момента истечения срока, отведенного для реализации права на использование налоговой льготы. Подписание этого законопроекта позволит предложить всем резидентам ТОСЭР и Свободного порта Владивосток различные условия вне зависимости от объема осуществленных вложений.
Следует отметить, что в Государственную Думу России поступил законопроект, предлагающий включить в список территорий Свободного порта Владивосток городской округ Благовещенск Амурской области. На слушания вынесены документы, в соответствии с которыми планируется распространить действие его режима на муниципальное образование города Комсомольск-на-Амуре и аэропорт «Хурба», расположенный в Комсомольском районе Хабаровского края.