Актуальные проблемы трансфертного ценообразования в торговой деятельности многонациональных корпораций

Введение

Решение такой актуальной проблемы как размывание налоговой базы и перемещение прибыли за рубеж является основным приоритетом государств по всему миру. В 2013 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР – далее по тексту) и страны Большой двадцатки совместно разработали План действий, состоящий из 15 положений, которые направлены на решение данной проблемы. План действий призван гарантировать то, что вся прибыль облагается налогом, достигаются показатели прибыльности и происходит увеличение капитализации экономики. Отдельно было согласовано, что решение проблемы перемещения прибыли и размывание налоговой базы является серьезной угрозой для стабильного развития экономик стран мира и меры для устранения данной проблемы должны быть приняты в разумно сжатые сроки, в частности, для того чтобы исключить негативное влияние на современную международную налоговую систему. В результате, План действий состоит из двух частей и содержит 15 положений, имплементация которых разделена на две части: первая часть положений должна быть имплементирована в 2015 году, а вторая уже нашла свое отражение в 2014.

Помимо стран-членов ОЭСР, в разработке рекомендаций по проблеме размывания налоговой базы и перемещения прибыли принимали активное участие также и страны с развивающейся экономикой, не являющиеся членами Большой двадцатки (Австрия, Бельгия, Германия, Греция и др.). В ходе проведения региональных и международных форумов и встреч, вклад данных стран был существенным, и безусловно, учтен при разработке Рекомендаций. Значительный вклад также внесли представители бизнеса, торговых объединений, гражданского общества и ученые.

Внедрение ОЭСР первого пакета рекомендаций и принятие надлежащих мер для их имплементации означает следующее: устранение различных расхождений и несоответствий в законодательной базе стран-участников, урегулирование применения договоров по исключению двойного налогообложения, минимизация нарушений правил трансфертного ценообразования в ключевых сферах нематериальных отношений, отчетность с разбивкой по странам, что обеспечит государства информацией о глобальном распределении капитала, зонах особой экономической активности и налогообложении мировых компаний.

По своей природе, проблема размывания налоговой базы и перемещения прибыли за рубеж требует совместных усилий всех государств мира. В тоже время страны сохраняют свой суверенитет в вопросах налогообложения, что позволяет по-разному имплементировать рекомендации в каждой стране с учетом национальных особенностей и специфики системы законодательства.

Ниже будут рассмотрены те рекомендации, которые содержат требования к оформлению документации по трансфертному образованию, неукоснительное соблюдение которых позволит налоговым органам беспрепятственно оценивать существующие риски и предупреждать совершение налоговых преступлений. Эта часть рекомендаций содержит положения, адресованные налоговым органам в части разработки правил и процедур для документации, получаемой от налогоплательщиков в связи с расследованием трансфертных цен и оценки рисков в данной сфере. Также приводятся положения, которые направлены на оказание помощи налогоплательщикам в целях обеспечения принципа «на расстоянии вытянутой руки», который способствует решению всех возникающих спорных ситуаций в трансфертном ценообразовании и облегчает налоговую проверку.

Трехуровневый подход к документации по трансфертному ценообразованию

Для того, чтобы достигнуть целей, указанных в предыдущих частях настоящей статьи, государства должны руководствоваться стандартизированным подходом по оформлению документации по трансфертному ценообразованию. В этой части описывается трехуровневая структура, состоящая из:

  1. главного файла (мастер-файл), содержащего стандартизированную информацию, имеющую отношение ко всем организациям, являющихся членами группы многонациональных корпораций (МНК – далее по тексту);
  2. файла локального уровня (локальный файл), содержащий, как правило, информацию о крупных сделках резидентного налогоплательщика;
  3. отчет с разбивкой по странам (страновой отчет), содержащий определенную информацию, относящуюся к мировому распределению дохода МНК, а также уплаченных ими налогов совместно с определенными показателями экономической активности внутри группы МНК.

Руководство по трансфертному ценообразованию требует от транснациональной корпорации обеспечивать налоговые органы информацией относительно их деятельности по всему миру. Предполагается, что данная информация будет заноситься в так называемый главный файл (мастер-файл). Файл будет доступен для всех налоговых учреждений, в государствах которых данная организация ведет коммерческую деятельность. Более детальная информация о трансфертном ценообразовании в отдельной стране должна содержаться в файле локального уровня (local file) и содержать следующую информацию: суммы трансфертных сделок; информация о сторонах, с которыми эти сделки были заключены; анализ трансфертного ценообразования, проведенный компанией.

Страновой отчет предполагает предоставление транснациональными корпорациями ежегодного отчета по каждой налоговой юрисдикции, где были бы отражены следующие показатели: годовой доход, прибыль до уплаты налога, размер налога на прибыль и авансовый платеж по налогу, а также: общее количество сотрудников, капитал, нераспределенная прибыль и имущество (материальные активы) в каждой налоговой юрисдикции. И наконец, транснациональные корпорации обязаны определять каждое свое юридическое лицо к определенному роду деятельности в каждой налоговой юрисдикции и указывать сферу такой деятельности для каждого юридического лица.

Такой подход к документации по трансфертному ценообразованию обеспечит налоговые органы необходимой и достоверной информацией для проведения квалифицированного и тщательного выявления рисков трансфертного ценообразования, а также позволит собрать необходимую информацию для аудиторской проверки. Более того, такой подход гарантирует налогоплательщикам надлежащие средства и стимулы для компетентной оценки их соблюдения налогового законодательства компетентными на предмет применения принципа «вытянутой руки» по крупным сделкам.

Принцип «на расстоянии вытянутой руки» официально закреплен в параграфе 1 Статьи 9 Типового Договора ОЭСР об избежании двойного налогообложения, который является основополагающим началом для заключения двусторонних налоговых договоров между странами-членами ОЭСР и странами, которые не входят в ОЭСР, и заключается в следующем.

«Когда между двумя (ассоциированными) предприятиями устанавливаются или навязываются условия в области торговых и финансовых отношений, отличные от условий, которые бы сложились между независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая в указанных условиях относилась бы на одно из предприятий, но по причине указанных условий не относится на его счет, может быть включена в состав прибыли этого предприятия и, соответственно, подлежать налогообложению».

Названные выше три вида отчетов позволят налогоплательщикам четко сформулировать положения политики по трансфертному ценообразованию, а также помогут налоговым органам оценить риски в сфере трансфертного ценообразования и определить где аудиторская проверка может стать наиболее эффективным средством борьбы со злоупотреблениями. Эта информация позволит существенно облегчить деятельность налоговых органов по выявлению компаний, которые вовлечены в процесс трансфертного ценообразования и иную деятельность, которая позволяет скрывать налогооблагаемую прибыль в странах с пониженным налоговым бременем.

Цели документации по трансфертному ценообразованию

Когда данные рекомендации были приняты впервые государствами-членами ОЭСР в 1995 году, налоговые органы и налогоплательщики обладали недостаточным опытом в оформлении и использовании документации по трансфертному ценообразованию. Предыдущая редакция рекомендаций делала акцент на необходимость надлежащего документооборота, исходя из положения как налогоплательщиков, так и налоговых органов, преследуя цель повысить уровень взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками в части оперативного представления документов без необходимости представления чрезмерного количества документов. Предыдущая редакция не имела списка необходимых документов, так же, как и не предоставляла четких указаний в связи с процессом документооборота, назначением штрафов и распределения бремени доказательств.

С тех пор, многие государства приняли положения, регулирующие документооборот по трансфертному ценообразованию. Однако, объем и сложность международных внутригрупповых торговых организаций, и возросшая проверка правильности документации налоговыми органами привела к существенному возрастанию издержек по соблюдению налогового законодательства для налогоплательщиков.

Дальнейшее рассмотрение вопроса определяет три основные цели правил оформления документации по трансфертному ценообразованию. Основная цель таких правил заключается в простоте и последовательности требований, которые обеспечили бы налоговые органы более приемлемой информацией для выявления рисков и проведения аудиторской проверки. Важнейшая цель, которую преследует такое усовершенствование правил оформления документации заключается в установлении баланса между практической полезностью информации для налоговых органов для оценки рисков по трансфертному ценообразованию и возросшим бременем налоговой ответственности налогоплательщиков. В этом отношении четкие и доступные правила оформления документов могут существенно снизить издержки соблюдения налогового законодательства, которые могли бы впоследствии возникнуть при разрешении споров по трансфертным ценам.

Цели оформления документации по трансфертному ценообразованию заключаются в следующем:

  1. Удостовериться в том, что налогоплательщики предоставляют должное объяснение по формированию трансфертных цен иных условий по торговым операциям между ассоциированными обществами, а также отчитываются по доходам, полученных из таких операций в налоговых декларациях.
  2. Удостовериться в том, что налоговым органам должным образом предоставляется информация, необходимая для проведения оценки рисков по трансфертному ценообразованию.
  3. Удостовериться, что налоговые органы обеспечены необходимой информацией для проведения аудиторской проверки формирования трансфертных цен организациями, которые являются налогоплательщиками в соответствующих юрисдикциях, даже если при проведении аудита может потребоваться предоставление дополнительной информации.

Каждая из этих целей должна быть учтена государствами при разработке соответствующих внутренних положений и требований по оформлению документации по трансфертному ценообразованию. Налогоплательщики должны тщательно оценивать, во время заполнения налоговой декларации или заблаговременно, насколько они отвечают таким требованиям. Также, очень важен и тот факт, что налоговые органы имеют доступ к информации, которая им необходима для проведения оценки рисков по трансфертному ценообразованию и могут вынести компетентное решение о том, необходимо ли проведение аудиторской проверки. В дополнение к вышесказанному, необходимо отметить и тот факт, что налоговые органы вправе получить или запросить всю необходимую информацию для проведения такой проверки.

Мастер-файл

Мастер-файл содержит общие сведения о деятельности МНК, включая характер торговых операций по всему миру, их политику по формированию трансфертных цен, мировое распределение доходов и географию экономической активности в целях содействия налоговым органам в оценке существующих значительных рисков трансфертного ценообразования. В общих чертах, мастер-файл предназначен для обеспечения глобального представления о том, какое место в мировой экономике, юридическом, финансовом и налоговом аспектах, занимает трансфертное ценообразование МНК. Нет необходимости в предоставлении закрытых перечней или каких-либо деталей (например, предоставление списка патентов, которыми обладают данные корпорации и т.д.), так как это бы не соответствовало целям мастер-файла и было бы слишком обременительно. При разработке мастер-файла в него включается список наиболее важных соглашений, нематериальных активов (права, акции, векселя и др.) и торговых операций, при этом налогоплательщики обязаны руководствоваться здравым смыслом при определении целесообразного уровня деталей предоставляемой информации, не забывая о том, что цель мастер-файла сводится к обеспечению глобального представления бизнес-операций и существующих политик МНК.

Информация, содержащаяся в мастер-файле, должна давать общее представление о деятельности группы МНК и содержать следующую информацию, подразделенную на несколько категорий:

  1. сведения об организационной структуре группы МНК;
  2. описание деятельности или деятельностей;
  3. нематериальные активы, выраженные в правах, акциях, векселях;
  4. внутренняя финансовая активность МНК;
  5. финансовое и налоговое положение МНК.

Файл локального уровня (local file)

В отличие от мастер-файла, который дает общие сведения о деятельности МНК, локальный файл содержит более детальную информацию относительно отдельных специфических свойств внутриорганизационных торговых операций. Информация, содержащаяся в локальном файле, дополняет мастер-файл и помогает убедиться, что налогоплательщики соблюдают принцип «на расстоянии вытянутой руки» при трансфертном ценообразовании в пределах своей налоговой юрисдикции. Локальный файл акцентирует внимание на информации, соответствующей торговым операциям, происходящих на территории страны нахождения ассоциированного предприятия с взаимосвязанными организациями из других стран применительно к налоговой системе страны нахождения такого ассоциированного предприятия. Такая информация будет содержать финансовые показатели относительно этих специфических торговых операций, сравнительный анализ и выбор наиболее приемлемого метода трансфертного ценообразования.

Отчет с разбивкой по странам (страновой отчет)

Страновой отчет предполагает консолидацию информации по налоговым юрисдикциям всего мира относительно глобального распределения прибыли, уплаченных налогов и определенных показателей территориальной экономической активности между налоговыми юрисдикциями, в которых ведет свою деятельность группа МНК. Отчет также располагает перечнем всех субъектов, по которым публикуется финансовая информация, включая налоговую юрисдикцию корпорации, отличную от ее налоговой юрисдикции, в которой он зарегистрирован, а также вид коммерческой деятельности, осуществляющий этими субъектами.

Страновой отчет будет полезен для глобальной оценки рисков по трансфертному ценообразованию, а также может быть использован налоговыми органами в оценке иных смежных рисков, связанных с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли. Однако стоит учесть, что информация в страновом отчете не должна быть использована в качестве замены детального анализа трансфертных цен и текущих тарифов, которые основываются на функциональном и полном сравнительном анализах. Данные странового отчета сами по себе не считаются неопровержимыми доказательствами, что трансфертные цены являются допустимыми или, наоборот, таковыми не являются. Эта информация также не может быть использована налоговыми органами для регулирования трансфертного ценообразования, основанного исключительно на склонному к формализму пропорциональному распределению суммы налогов между странами.

Оценка соблюдения налогового законодательства в соответствии с принципом «вытянутой руки»

Обязав налогоплательщиков излагать свою позицию в отношении операций с трансфертным ценообразованием убедительно, обоснованно и корректно, можно констатировать факт, что идет процесс формирования юридической культуры соблюдения законодательства. Качественная документация дает налоговым органам гарантии того, что налогоплательщик проанализировал данные налоговой декларации, использовал сопоставимые показатели и пришел к обоснованным выводам по формированию трансфертных цен. Более того, современные требования к оформлению документации помогут обеспечить единообразие позиций налогоплательщиков, и позволит ограничить их от создания оправдательных доказательств постфактум.

Наряду с тем, что налогоплательщики будут использовать документы по трансфертному ценообразованию в качестве возможности создания хорошо продуманной основы для разработки внутренней политики по регулированию вопросов трансфертных цен, при этом, главная цель рассматриваемых нами требований – это разрешение спорных ситуаций, касающихся, в частности: издержек, временных ограничений и иных различных требований. Однако человеческий фактор, который может выражаться в невнимательности или небрежности к оформлению документации может существенно затруднить достижение этих целей. Соответственно, очень важно соблюдать по отношению к требованиям оформления документации принцип разумности и сосредотачивать внимание на крупных сделках, с целью уделить максимум внимания, действительно стоящим того, вопросам.

Оценка рисков трансфертного ценообразования

Эффективное обнаружение рисков и их оценка составляют первостепенную основу процесса выбора наиболее подходящих случаев трансфертного ценообразования для проведения аудиторской проверки или иных исследований. В связи с тем, что налоговые органы осуществляют свою деятельность, используя ограниченные ресурсы, для них очень важно тщательно и безошибочно определить в самом начале возможной аудиторской проверки, потребуется ли тщательная проверка налогоплательщика с использованием значительных трудовых, временных и иных ресурсов. В частности, учитывая проблемы трансфертного ценообразования (которые по своей сущности сложные и трудоемкие), эффективный процесс выявления рисков становится неотъемлемым условием проведения аудиторской проверки.

Точное выявление и оценка рисков трансфертного ценообразования налоговым органом предполагает доступ к необходимой и достоверной информации еще на самой ранней стадии. Но даже при наличии большого выбора источников такой информация (налоговая декларация, обязательный к заполнению опросный лист по определенной группе риска, а также встреча между представителями налогового органа и налогоплательщиком), документация по трансфертному ценообразованию является самым важным источником.

Аудиторская проверка торговых операций, связанных с трансфертным ценообразованием

Третья цель трансфертной документации — это обеспечение налоговых органов необходимой информацией для использования при проведении всестороннего аудита трансфертного ценообразования. Операции по трансфертному ценообразованию в аудите, как правило, характеризуются высоким уровнем трудозатрат. Обычно, они предполагают различные оценки на сопоставимость нескольких транзакций и рынков. Они требуют детального рассмотрения финансовой, фактической и иной экономической информации. Наличие и доступность детальной соответствующей информации из различных источников в течение проведения аудиторской проверки является существенным моментом для облегчения налоговой проверки контролируемых налогоплательщиком сделок с ассоциированными предприятиями на предмет применения наиболее приемлемых правил трансфертного ценообразования.

Стоит отметить и то, что в случае, если документы, необходимые для проведения аудита находятся за пределами юрисдикции, проводящей аудиторскую проверку, налоговый орган вправе получить интересующие его документы путем направления запроса в налоговый орган иной юрисдикции либо через открытые информационные источники, либо с помощью процедуры обмена информацией.

Проблемы, связанные с соблюдением налогового законодательства

Современные требования к оформлению документации

Каждый налогоплательщик (с точки зрения налогообложения) должен стремиться устанавливать трансфертные цены в соответствии с принципом «на расстоянии вытянутой руки», исходя из доступных сведений на момент проведения торговой операции.

Налогоплательщики не должны нести несоразмерно высоких расходов и обременений по оформлению документации по трансфертному ценообразованию.

Вследствие этого налоговые органы должны разумно подходить к вопросу требований к оформлению документации, учитывая возможную стоимость и административную нагрузку налогоплательщиков.

Временные ограничения (ограничения сроков)

Практика установления ограничения сроков на оформление документации отличается от страны к стране. Некоторые страны требуют завершить оформление документации к моменту заполнения налоговой декларации. Другие предъявляют требование наличия оформленной документации к началу аудиторской проверки.

Различна практика и в количестве времени для предоставления налогоплательщиками в налоговые органы запрашиваемой информации. Эти различия могут затруднить процесс расставления приоритетов в предоставлении необходимой информации налоговому органу в нужное время.

Наиболее приемлемый подход заключается в предоставлении локального файла не позднее, чем срок предоставления налоговой декларации за текущий отчетный год. Мастер - файл должен быть пересмотрен и при необходимости приведен в соответствие к дате предоставления налоговому органу налоговой декларации за текущий отчетный год. При этом, такое изменение (если оно имело место быть) должно быть сделано головной материнской компанией группы МНК.

Что касается странового отчета, то здесь допускается, что предоставление информации, основанной на отчете о результатах финансовой деятельности (audit financial statements) и иных релевантных данных, может произойти после подачи налоговой декларации. В некоторых случаях такой срок может достигать одного года с момента подачи налоговой декларации за текущий отчетный год.

Существенность информации

Далеко не все финансовые операции, которые происходят между ассоциированными предприятиями, достаточно существенны для их включения в локальный файл. Налоговые органы заинтересованы именно в том, чтобы увидеть наиболее важную информацию, но в то же время они не менее заинтересованы и в том, чтобы убедиться в том, что МНК не перегружены требованиями соблюдения налогового законодательства, которые они не в силах исполнить. Таким образом, индивидуальные требования каждой страны к оформлению документов по трансфертному образованию должны иметь соответствующие пределы существенности, учитывая размер и характер местной экономики, значение группы МНК и их общую численность. Параметры существенности могут быть рассмотрены с помощью относительной терминологии или абсолютных числовых показателей.

Некоторые страны вводят упрощения в процедуры оформления документации по трансфертному ценообразованию для малых и средних по величине организаций. Упрощения могут выражаться в уменьшении количества требований к оформлению документации или количества информации, необходимой для отчета. В целях освобождения налогоплательщиков от излишних затрат и обременений не рекомендуется предъявлять такой же объем требований к документации к малым и средних размеров организаций, какой предъявляется к организациям большого размера. Однако, организации малых и средних размеров, должны быть обязаны обеспечить информацией о существенных международных торговых операциях по запросу от налоговых органов при проведении налоговой проверке либо в целях оценки рисков по трансфертному ценообразованию.

Периодичность обновления документации

Документацию по трансфертному ценообразованию необходимо периодически пересматривать на предмет соответствия функциональному и экономическому соответствию и подтверждать действительность используемой трансфертной методологии. Как правило, мастер файл, локальный файл и страновой отчет должны пересматриваться и обновляться ежегодно. Однако допускается, что в некоторых ситуациях описание деятельности, функциональный анализ и анализ сопоставимости могут существенно не изменяться из года в год. В условиях стабильной экономической ситуации, налоговый орган может установить обязанность по обновлению локального файла один раз в три года, за исключением финансовых показателей для проверки соответствия принципу «на расстоянии вытянутой руки».

Язык документов

Необходимость предоставления документации на местном языке может усложнить процесс ввиду последующей необходимости перевода, что может привести к финансовым и временным издержкам. Язык, на котором должна вестись документация, должен быть закреплен локальными нормативными документами, и в случае необходимости перевода, налоговые органы должны направить требование об этом и предоставить разумный срок для осуществления такого перевода.

Санкции

Многие страны одобрили санкции в отношении нарушений требований к оформлению документации с целью обеспечения эффективной работы данных требований. Они (санкции) созданы с целью сделать несоблюдение налогового законодательства более затратным, нежели его соблюдение. Санкции устанавливаются местными законами каждого государства. Однако существование различных санкционных режимов может повлиять на качество соблюдения налогоплательщиками законодательства таким образом, что он предпочтет одну страну другой с точки зрения их политики в отношении соблюдения налогового законодательства.

Санкции в отношении нарушения оформления документации, как правило сводятся либо к гражданской, либо к административной формам ответственности (как правило, в виде штрафа) и назначаются за нарушение предъявляемых требований, либо за непредставление запрашиваемых документов в срок. Такие штрафные санкции, как правило, невелики и составляют фиксированную сумму, рассчитываемую за каждый день, например, при непредставлении декларации, а также как процент от суммы незадокументированных международных торговых операций.

Другой способ простимулировать налогоплательщиков к соблюдению налогового законодательства заключается в разработке и принятии налоговых стимулов, которые могут заключаться в освобождении от бремени доказательств или в понижении штрафных санкций при предоставлении запрашиваемой документации точно в срок.

Конфиденциальность

Налоговые органы должны принимать все надлежащие меры для обеспечения неразглашения любой конфиденциальной и иной коммерческой информации, которая содержится в пакете предоставленных налогоплательщиком документов. Более того, налоговые органы обязаны гарантировать налогоплательщикам, что информация, относящаяся к трансфертному ценообразованию, останется конфиденциальной. В случае, если раскрытие конфиденциальной информации происходит по требование суда или любых иных уполномоченных органов, налоговые органы обязаны предоставлять конфиденциальную информацию, только в той части, которая была необходима только для такой цели.

Выводы

Вывод капитала за рубеж и размывание налоговой базы, которые непосредственно связаны с трансфертным ценообразованием являются серьезной угрозой для стабильного мирового экономического развития. ОЭСР совместно со странами G20 разработали рекомендации по борьбе с установлением несоответствующих трансфертных цен ассоциированными организациями, что поможет предотвратить как легальное, так и нелегальное размывание налоговой базы и вывозу капитала за рубеж.

Общий смысл данных рекомендаций заключается в том, что страны-участники обязуются принять правила и имплементировать их в налоговое законодательство, с тем, чтобы обязать транснациональные корпорации предоставлять информацию по совершаемым ими торговым сделкам с применением трансфертных цен.

Однако встречные требования должны предъявляться и к налоговым органам. В частности, налоговые органы не вправе требовать подтверждающих документов на несущественные (незначительные) торговые операции, что ограничит МНК от материальных издержек и иных затрат. Также, налоговыми органами должны быть разработаны правила надлежащего оформления документации по трансфертному ценообразованию, которые бы отвечали требования простоты и разумности.

Разработанные рекомендации в своей совокупности помогут налоговым органам различных юрисдикций контролировать торговые операции, связанные с деятельностью многонациональных корпораций, деятельность которых не ограничивается одной юрисдикцией.


Статья основана на «Руководстве по организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию и страновой отчетности»

Котцова К.В.

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе или онлайн.
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.