Спор по соответствующему вопросу был рассмотрен в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде в отношении «Мерседес-Бенц РУС» (сокр. Компания) (дело А57-180/2017). Постановление, принятое инстанцией 21 ноября 2017 года, признало решение таможенного органа, по которому был произведена корректировка таможенной стоимости импортируемого груза, недействительным.
Изначально таможня предъявила претензии к порядку определения Компанией цены за товар в целях расчета таможенной стоимости. Так, было установлено, что для этого использовался фиксированный курс валют, согласованный с иностранным поставщиком, но отличный от официального курса Центрального банка России. Таможенный орган посчитал такой подход неправильным и скорректировал таможенную стоимость, исходя из официального курса соответствующей валюты на дату подачи грузовой декларации.
В суде первой инстанции это решение признали обоснованным и законным, но на этапе апелляции была поддержана позиция Компании.
Из материалов дела следует, что оплата ввезенных товаров осуществлялась на следующих условиях: прейскурантные цены установлены продавцом в евро, но расчеты допускалось проводить и в евро, и в рублях (на усмотрение продавца). В дополнительном соглашении к контракту сторонами был согласован фиксированный курс для пересчета цены в рубли — 1:49. При этом каждая поставка сопровождалась отдельным счетом (инвойсом) от продавца, где указывалась точная цена товара.
Суд апелляционной инстанции посчитал цену в евро из прайс-листа продавца основанием (базой) для определения цены каждой партии в рублях с учетом согласованного сторонами курса валют. При этом в ситуации с Компанией в выставленных инвойсах изначально фигурировали цены в рублях, а оплата производилась в точном соответствии с полученным счетом. Это означает, что применяя для расчета таможенной стоимости первый метод, Компания правомерно выбрала для этого фактическую (согласованную и указанную в инвойсе) цену товаров по соответствующей сделке.
Кроме того, апелляционный суд отметил характер дальнейшей реализации полученных грузов на территории РФ. В частности, было установлено, что продажа осуществлялась официальным дилерам по ценам, соответствующим стоимости первоначальной покупки в рублях, то есть также без учета официального курса евро на дату продажи.
В условиях падения курса рубля подход по установлению фиксированных цен на свои товары был для продавца наиболее экономически целесообразен. Это позволило ему оставить за собой привычный рынок сбыта и максимально сократить валютные риски по сделкам с Компанией.
Таким образом, в данном споре суд апелляционной инстанции полностью встал на сторону Компании, так как заявленная таможенная стоимость была определена по стоимости сделки (метод 1) правомерно, а расчеты произведены на основании количественных и надежных данных, подтвержденных документально.