Революционное налоговое соглашение ОЭСР: BEPS 2.0

Современные правила налогообложения во многих странах не поспевают за темпами глобальной экономической интеграции. Недостатки текущих налоговых систем создают почву для размытия налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения транснациональными корпорациями (этот процесс получил название BEPS). Многонациональные предприятия используют лазейки в законодательстве для снижения налоговой нагрузки на свои доходы. Как следствие страдают и развитые, и развивающиеся страны, поскольку устойчивое развитие при таких условиях труднодостижимо.

В связи с этим, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Большая двадцатка уже много лет работают над глобальным решением проблемы. Так, в 2013 году был запущен Проект BEPS, а в 2015 году были согласованы 15 мер, призванные помочь странам бороться с размытием налогооблагаемой базы. Эти меры внедряются в каждом государстве по-своему, путем внесения изменений в налоговое законодательство.

В 2019 году в рамках ОЭСР также начались международные переговоры, основанные на работе Инклюзивной рамочной программы ОЭСР и G20 по BEPS. В планы вошло обеспечение мер, в соответствии с которыми транснациональные корпорации, включая цифровые компании, должны платить налог там, где они ведут значительную деятельность для потребителей.

Сегодня, в 2021 году, продолжается работа над концепцией глобального режима налогообложения транснациональных корпораций. Планируется совершенствование законодательства в связи с мерами по ограничению размывания налоговой базы (BEPS 2.0). Для общественного обсуждения рабочая группа, в которую входит 140 стран, представила два плана: Pillar 1 и Pillar 2. Что это будут за меры? Кого они затронут и когда начнут действовать? Разберем в этой статье.

Что произошло?

8 октября 136 из 140 стран присоединились к двухкомпонентному плану по реформированию правил международного налогообложения. Они обеспечивают справедливую уплату налогов транснациональными корпорациями везде, где эти компании осуществляют деятельность и получают прибыль. Ключевые параметры реформы не претерпели изменений, однако ряд уточнений все же был внесен.

К Соглашению присоединились Эстония, Венгрия и Ирландия. Теперь его поддерживают все страны ОЭСР и G20. Россия – тоже участник. Кения, Нигерия, Пакистан и Шри-Ланка в октябрьском Соглашении не участвуют.

В чем суть Pillar 1 и Pillar 2?

Pillar 1. Первая часть плана направлена на поиск согласованного подхода к распределению прибыли транснациональных корпораций между странами, в которых ведется бизнес. Сюда же относятся и страны, где бизнес не имеет физического присутствия, но при этом в стране есть покупатели товаров или услуг компании.

Предусматривается механизм определения того, какая часть прибыли должна облагаться налогом (при превышении определенного порога) в юрисдикциях рынков сбыта.

Октябрьское заявление основывается на опубликованном в июле 2021 года и содержит дополнительные разъяснения по ряду ключевых параметров. В частности, пересмотрен размер остаточной прибыли, подлежащей перераспределению между юрисдикциями. Теперь он установлен на уровне 25% (по сравнению с 20-30%, как было предусмотрено в июле).

Pillar 2. Вторая часть плана посвящена набору новых правил, которые устанавливают глобальный минимальный налоговый режим для транснациональных корпораций.

После октябрьского соглашения пересмотрена ставка минимального налога в рамках второго компонента. Теперь она согласована на уровне 15% (по сравнению с "не менее 15%" в июльском заявлении).

Когда изменения вступят в силу?

Внедрение двухкомпонентного решения запланировано на 2023 год.

Кого затронут нововведения?

Реформа коснётся прежде всего участников крупного бизнеса, у которых есть иностранные структурные подразделения. В первую очередь будут затронуты IT-компании, так как их услугами пользуются по всему миру, а иметь физический офис во всех странах сбыта не обязательно.

Чего ждать от глобальной реформы?

Во-первых, транснациональные корпорации будут обязаны уплачивать налог не только в местах расположения их представительств, но и в местах, где они получают основной доход без физического присутствия. При этом должно соблюдаться одно обязательное условие: оборот компании должен превышать 20 миллиардов евро в год.

Во-вторых, в странах, присоединившихся к соглашению, будет установлен минимальный налог на прибыль – 15%. Но есть условие: доход компании должен превышать 750 миллионов евро в год.

По прогнозам ОЭСР, результатом налогового соглашения станет сбор до $150 миллиардов новых налогов. Остается вопрос, насколько эти налоги реально помогут развивающимся странам, ведь по предварительным оценкам, BEPS 2.0 станет наиболее эффективен именно для развитых стран.

Выводы

Подводя итог, главная цель глобальной налоговой реформы – это заставить транснациональные компании уплачивать больший налог в том числе в странах реального присутствия, что позволит упразднить возможности налоговой минимизации в низконалоговых юрисдикциях.

Октябрьское заявление знаменует собой важную веху в проекте BEPS 2.0 по фундаментальным изменениям глобальных налоговых правил, поскольку все страны ОЭСР и G20 теперь поддерживают соглашение по ключевым параметрам.

Крупным компаниям важно внимательно следить за развитием событий и своевременно оценивать потенциальное влияние глобальных налоговых изменений на их бизнес, особенно, учитывая амбициозные сроки внедрения. Кроме того, в перспективе корпорациям необходимо будет отслеживать законотворческую деятельность в соответствующих странах, связанную с внедрением правил посредством изменений в национальном налоговом законодательстве.

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе или онлайн.
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.