Россия присоединилась к BEPS — что ждет российский бизнес за рубежом

В июне 2017 года Российской Федерацией была подписана Многосторонняя конвенция Организации экономического сотрудничества и развития по выполнению мер, которые относятся к налоговым соглашениям. В связи с этим РФ, как и несколько десятков других юрисдикций, должна начать реализовывать план BEPS по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением дохода, созданный в 2013 году, так как конвенция создана в рамках именно этого документа. Пока она лишь подписана, но не ратифицирована. Однако первые изменения в налогообложении могут произойти уже в начале 2019 года.

Цель BEPS заключается в ликвидации самых распространенных международных схем так называемого двойного неналогообложения, препятствуя искусственному снижению отчислений или узаконенному уклонению от их уплаты (например, путем переноса источника дохода в низконалоговые юрисдикции).

Двойное неналогообложение возникает, когда прибыль не подпадает под налогообложение ни в одном из государств-участников соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) или когда к схеме присоединяется третья страна. Такая ситуация возникает, если одно и то же действие разные юрисдикции трактуют по-своему. К примеру, выплата из государства А в государство Б не облагается налогом, поскольку в первой стране считается расходом. В свою очередь, в юрисдикции Б эта выплата подпадает под понятие «дивидендов» и не облагается налогом. В результате фирма не платит ни в А, ни в Б. Двойное неналогообложение относится к так называемым гибридным инструментам наравне с долгосрочной отсрочкой по платежам и двойным вычетом на одно заимствование.

План BEPS является комплексом мероприятий, инструментом для борьбы с агрессивным налоговым планированием, из-за реализации которого доход уходит из государств с высоким налогообложением в государства с низким. Он предназначен для минимизации налоговых различий между юрисдикциями и, соответственно, пресечения сокрытия прибыли и других злоупотреблений. По информации ОЭСР, мировые потери от неуплаты/недоплаты налога на доход составляют от 100 до 240 миллиардов долларов в год.

Чтобы реализовать план, менять одновременно уже существующие между юрисдикциями СИДН не придется. Это существенно упрощает его внедрение. Ведь только Россия заключила более 60 таких соглашений, а конвенцию подписало 68 государств. Одновременное изменение договоренностей заняло бы очень много времени и не позволило бы внедрить план. Поэтому правки будут вноситься постепенно в каждое соглашение. При этом объем изменений будет согласован сторонами СИДН.

План включает 15 мероприятий (действий, задач), которые содержат меры по исключению двойного неналогообложения:

  • устранение схем искусственного избежания статуса «постоянного представительства» за рубежом (речь идет о замене фактических представительств агентами и пр.);
  • ограничение льгот в СИДН;
  • шаги по противодействию размыванию дохода за счет процентных выплат;
  • пересмотр правил, касающихся нематериальных активов (поскольку они часто становятся инструментом для вывода дохода в государство с более низким налогообложением);
  • включение дохода офшорных фирм в налогооблагаемую прибыль конечного собственника и так далее.

С полным содержанием плана на русском языке можно ознакомиться на сайте ОЭСР.

Глобальные последствия подписания конвенции

Любое государство может бороться с агрессивными налоговыми схемами как достаточно мягко, так и более жестко. В первом случае необходимо лишь заявить о том, что страна обязуется соблюдать «минимальные требования» конвенции. Это 4 пункта:

  • противодействие злоупотреблению СИДН;
  • противодействие пагубным налоговым практикам;
  • создание механизма взаимосогласительных процедур между странами по налоговым спорам по СИДН;
  • коррекция документации по трансфертному ценообразованию.

Те, кто заинтересованы в более жесткой борьбе, должны соблюдать минимальные требования и внедрять механизмы предотвращения злоупотребления положениями соглашений на выбор.

Россия намерена изменить соглашения об избежании двойного налогообложения с 66 странами. К ним относятся Сингапур, Кипр, Мальта и другие.

По общему мнению, Российская Федерация выбрала достаточно жесткий вариант борьбы с подобными налоговыми схемами. Он, в частности, включает в себя следующие меры:

  1. Внедрение «принципа основной цели» (Principal Purpose Test), который со временем будет введен в СИДН (задача 6 Плана). PPT означает, что предусмотренные соглашением налоговые льготы не будут предоставляться, когда они считаются самоцелью или одной из целей заключения сделки.
  2. Внедрение упрощенного положения об ограничении льгот Simplified Limitation on Benefits Provision. Оно позволяет получать преференции по СИДН лишь тогда, когда претендующие на них лица считаются «квалифицированными». Критерии их определения содержатся в конвенции. К примеру, если учредители организации более чем на 50 % являются резидентами другого государства. Это означает, что кипрская фирма не получит льготы, если большинство ее бенефициаров — российские резиденты.
  3. Выплаты дивидендов иностранным организациям не будут облагаться налогомµ лишь в том случае, если претендент на них имеет право на соответствующий капитал минимум 1 год.

Рекомендации для бизнесменов

Подписание Российской Федерацией конвенции — это серьезные перемены, которые призваны уничтожить большинство традиционных легальных схем оптимизации налогообложения. В принципе, Россия уже выполняет часть мероприятий, предусмотренных планом BEPS. Например, в 2015 году вступил в силу закон № 376-ФЗ, усиливающий правила налогообложения дохода контролируемых иностранных организаций. Также применяются правила налогообложения при трансфертном ценообразовании.

Однако в конечном итоге налогообложение будет зависеть от того, насколько полно страны решили реализовывать мероприятия, предусмотренные BEPS.

Так, Гонконг (на который конвенция распространяется как на часть КНР) собирается ограничиться минимальными действиями в интересах налогоплательщиков. Здесь будет введен лишь «принцип основной цели» (PPT). А вот правило об ограничении налоговых льгот (SLoB) не будет применяться ни в развернутом, ни в упрощенном варианте. Это означает, что изменение СИДН с Гонконгом коснется лишь непредоставления преференций в случае выявления цели уменьшения налогов. Требование от учредителей на 50% быть резидентами получателю льгот также не предъявляется.

Алгоритм проверки может быть следующим:

  1. участие государства присутствия бизнеса в конвенции;
  2. если да, есть ли соглашение этого государства с Россией в списке СИДН, к которым будет применяться конвенция;
  3. если есть, выяснить, совпадают ли мероприятия, к которым присоединяются Россия и страна проверки (например, применение SLoB с одной стороны и с другой).
  4. если не совпадают, соглашения изменены не будут.

Рассмотрим пример, когда РФ выбирает в качестве мероприятия SLoB. Если государство-партнер ограничивается минимальными требованиями, необходимыми для подписания конвенции, в налоговых отношениях ничего не изменится. В таком случае Россия в его списке подлежащих изменению соглашений не значится. СИДН по критерию SLoB между этими государствами не будет изменено. Если все совпадает, фирмам нужно подготовиться к пересмотру своих схем взаимодействия и налоговых льгот.

Руководителям организаций, имеющих зарубежные активы, рекомендуется уделить особое внимание плану BEPS, а также отслеживать ратификацию конвенции в РФ и изменение СИДН с государством-партнером, на территории которого находится бизнес.

Кроме того, придется провести бизнес-аудит зарубежных дочерних филиалов, оценить их перспективы в свете действующего законодательства и возможных изменений, а также при необходимости пересмотреть схемы взаимодействия. Возможно, от некоторых из них придется отказаться, поскольку вступившие в силу измененные СИДН лишат их налоговых льгот.

Часть контролируемых иностранных фирм придется задекларировать. В противном случае на организацию будут налагаться штрафы. Хотя они сравнительно невелики, есть вероятность того, что налоговая будет обращать пристальное внимание на все связанные с такой фирмой юридические лица. В перспективе автоматического обмена сведениями между государствами и пострановой отчетности (Country-by-Country Reporting) вероятность этого возрастает. Напомним, что в 2016 году налоговая служба РФ подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовыми сведениями.

Нужно подготовиться к тому, что право на налоговые преференции придется обосновать. Для этого можно провести «ревизию» учредителей компании, подтвердить физическое присутствие фирмы в стране наличием действующего офиса, увеличить штат и принять другие меры, которые доказывают так называемую существенную деятельность (substantial activity), направленную на извлечение прибыли. В противном случае льготы будут отменены или изменены. Особенно это касается фирм, чей налоговый режим связан с правом на интеллектуальную собственность. Например, Люксембург уже отменяет льготы в части получения прибыли от такой собственности. А вот Кипр требует от компаний доказывать связь дохода с Кипром.

Все статьи
Следующая статья
Консультация
Обязательные поля
Запишитесь на консультацию в офисе, первый час — бесплатно
добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением.