В июне 2017 года Российской Федерацией была подписана Многосторонняя конвенция Организации экономического сотрудничества и развития по выполнению мер, которые относятся к налоговым соглашениям. В связи с этим РФ, как и несколько десятков других юрисдикций, должна начать реализовывать план BEPS по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением дохода, созданный в 2013 году, так как конвенция создана в рамках именно этого документа. Пока она лишь подписана, но не ратифицирована. Однако первые изменения в налогообложении могут произойти уже в начале 2019 года.
Цель BEPS заключается в ликвидации самых распространенных международных схем так называемого двойного неналогообложения, препятствуя искусственному снижению отчислений или узаконенному уклонению от их уплаты (например, путем переноса источника дохода в низконалоговые юрисдикции).
Двойное неналогообложение возникает, когда прибыль не подпадает под налогообложение ни в одном из государств-участников соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) или когда к схеме присоединяется третья страна. Такая ситуация возникает, если одно и то же действие разные юрисдикции трактуют по-своему. К примеру, выплата из государства А в государство Б не облагается налогом, поскольку в первой стране считается расходом. В свою очередь, в юрисдикции Б эта выплата подпадает под понятие «дивидендов» и не облагается налогом. В результате фирма не платит ни в А, ни в Б. Двойное неналогообложение относится к так называемым гибридным инструментам наравне с долгосрочной отсрочкой по платежам и двойным вычетом на одно заимствование.
План BEPS является комплексом мероприятий, инструментом для борьбы с агрессивным налоговым планированием, из-за реализации которого доход уходит из государств с высоким налогообложением в государства с низким. Он предназначен для минимизации налоговых различий между юрисдикциями и, соответственно, пресечения сокрытия прибыли и других злоупотреблений. По информации ОЭСР, мировые потери от неуплаты/недоплаты налога на доход составляют от 100 до 240 миллиардов долларов в год.
Чтобы реализовать план, менять одновременно уже существующие между юрисдикциями СИДН не придется. Это существенно упрощает его внедрение. Ведь только Россия заключила более 60 таких соглашений, а конвенцию подписало 68 государств. Одновременное изменение договоренностей заняло бы очень много времени и не позволило бы внедрить план. Поэтому правки будут вноситься постепенно в каждое соглашение. При этом объем изменений будет согласован сторонами СИДН.
План включает 15 мероприятий (действий, задач), которые содержат меры по исключению двойного неналогообложения:
- устранение схем искусственного избежания статуса «постоянного представительства» за рубежом (речь идет о замене фактических представительств агентами и пр.);
- ограничение льгот в СИДН;
- шаги по противодействию размыванию дохода за счет процентных выплат;
- пересмотр правил, касающихся нематериальных активов (поскольку они часто становятся инструментом для вывода дохода в государство с более низким налогообложением);
- включение дохода офшорных фирм в налогооблагаемую прибыль конечного собственника и так далее.
С полным содержанием плана на русском языке можно ознакомиться на сайте ОЭСР.
Глобальные последствия подписания конвенции
Любое государство может бороться с агрессивными налоговыми схемами как достаточно мягко, так и более жестко. В первом случае необходимо лишь заявить о том, что страна обязуется соблюдать «минимальные требования» конвенции. Это 4 пункта:
- противодействие злоупотреблению СИДН;
- противодействие пагубным налоговым практикам;
- создание механизма взаимосогласительных процедур между странами по налоговым спорам по СИДН;
- коррекция документации по трансфертному ценообразованию.
Те, кто заинтересованы в более жесткой борьбе, должны соблюдать минимальные требования и внедрять механизмы предотвращения злоупотребления положениями соглашений на выбор.
Россия намерена изменить соглашения об избежании двойного налогообложения с 66 странами. К ним относятся Сингапур, Кипр, Мальта и другие.
По общему мнению, Российская Федерация выбрала достаточно жесткий вариант борьбы с подобными налоговыми схемами. Он, в частности, включает в себя следующие меры:
- Внедрение «принципа основной цели» (Principal Purpose Test), который со временем будет введен в СИДН (задача 6 Плана). PPT означает, что предусмотренные соглашением налоговые льготы не будут предоставляться, когда они считаются самоцелью или одной из целей заключения сделки.
- Внедрение упрощенного положения об ограничении льгот Simplified Limitation on Benefits Provision. Оно позволяет получать преференции по СИДН лишь тогда, когда претендующие на них лица считаются «квалифицированными». Критерии их определения содержатся в конвенции. К примеру, если учредители организации более чем на 50 % являются резидентами другого государства. Это означает, что кипрская фирма не получит льготы, если большинство ее бенефициаров — российские резиденты.
- Выплаты дивидендов иностранным организациям не будут облагаться налогомµ лишь в том случае, если претендент на них имеет право на соответствующий капитал минимум 1 год.
Рекомендации для бизнесменов
Подписание Российской Федерацией конвенции — это серьезные перемены, которые призваны уничтожить большинство традиционных легальных схем оптимизации налогообложения. В принципе, Россия уже выполняет часть мероприятий, предусмотренных планом BEPS. Например, в 2015 году вступил в силу закон № 376-ФЗ, усиливающий правила налогообложения дохода контролируемых иностранных организаций. Также применяются правила налогообложения при трансфертном ценообразовании.
Однако в конечном итоге налогообложение будет зависеть от того, насколько полно страны решили реализовывать мероприятия, предусмотренные BEPS.
Так, Гонконг (на который конвенция распространяется как на часть КНР) собирается ограничиться минимальными действиями в интересах налогоплательщиков. Здесь будет введен лишь «принцип основной цели» (PPT). А вот правило об ограничении налоговых льгот (SLoB) не будет применяться ни в развернутом, ни в упрощенном варианте. Это означает, что изменение СИДН с Гонконгом коснется лишь непредоставления преференций в случае выявления цели уменьшения налогов. Требование от учредителей на 50% быть резидентами получателю льгот также не предъявляется.
Алгоритм проверки может быть следующим:
- участие государства присутствия бизнеса в конвенции;
- если да, есть ли соглашение этого государства с Россией в списке СИДН, к которым будет применяться конвенция;
- если есть, выяснить, совпадают ли мероприятия, к которым присоединяются Россия и страна проверки (например, применение SLoB с одной стороны и с другой).
- если не совпадают, соглашения изменены не будут.
Рассмотрим пример, когда РФ выбирает в качестве мероприятия SLoB. Если государство-партнер ограничивается минимальными требованиями, необходимыми для подписания конвенции, в налоговых отношениях ничего не изменится. В таком случае Россия в его списке подлежащих изменению соглашений не значится. СИДН по критерию SLoB между этими государствами не будет изменено. Если все совпадает, фирмам нужно подготовиться к пересмотру своих схем взаимодействия и налоговых льгот.
Руководителям организаций, имеющих зарубежные активы, рекомендуется уделить особое внимание плану BEPS, а также отслеживать ратификацию конвенции в РФ и изменение СИДН с государством-партнером, на территории которого находится бизнес.
Кроме того, придется провести бизнес-аудит зарубежных дочерних филиалов, оценить их перспективы в свете действующего законодательства и возможных изменений, а также при необходимости пересмотреть схемы взаимодействия. Возможно, от некоторых из них придется отказаться, поскольку вступившие в силу измененные СИДН лишат их налоговых льгот.
Часть контролируемых иностранных фирм придется задекларировать. В противном случае на организацию будут налагаться штрафы. Хотя они сравнительно невелики, есть вероятность того, что налоговая будет обращать пристальное внимание на все связанные с такой фирмой юридические лица. В перспективе автоматического обмена сведениями между государствами и пострановой отчетности (Country-by-Country Reporting) вероятность этого возрастает. Напомним, что в 2016 году налоговая служба РФ подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовыми сведениями.
Нужно подготовиться к тому, что право на налоговые преференции придется обосновать. Для этого можно провести «ревизию» учредителей компании, подтвердить физическое присутствие фирмы в стране наличием действующего офиса, увеличить штат и принять другие меры, которые доказывают так называемую существенную деятельность (substantial activity), направленную на извлечение прибыли. В противном случае льготы будут отменены или изменены. Особенно это касается фирм, чей налоговый режим связан с правом на интеллектуальную собственность. Например, Люксембург уже отменяет льготы в части получения прибыли от такой собственности. А вот Кипр требует от компаний доказывать связь дохода с Кипром.