Единый стандарт ОЭСР начал действовать в 2017 году, а в сентябре 2018 года был запущен и в нашей стране. Система автоматического обмена информацией о зарубежных счетах контрагентов создана для контроля за финансовыми операциями и обеспечения их законности.
Главные участники процесса обмена — банки. Эти организации должны анализировать деятельность владельцев открытых расчетных счетов и принимать решение о том, какую информацию нужно передать налоговым органам своей страны. Налоговики могут запустить ее дальше — в автоматическую систему обмена, через которую уже налоговые органы страны регистрации контрагента узнают о его сомнительных финансовых операциях. Именно поэтому, оценивая риск попадания бизнеса под действие стандартов автоматического обмена данными, нужно учитывать, в какой стране зарегистрирован обслуживающий банк.
Какие государства обмениваются информацией с Россией?
Особенность системы в том, что для полноценного участия мало присоединиться к Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене данными. Для ее работы в полную силу нужно, чтобы между странами было подписано соответствующее двустороннее соглашение. Россия в этом смысле — не в лидерах. Сложная международная обстановка последних лет стала причиной скептических высказываний о том, сможет ли наша страна реально участвовать в автоматическом обмене. Но итоги первых месяцев работы доказали, что финансовые интересы важнее политических разногласий. Система работает и набирает силу.
На сайте ОЭСР можно посмотреть обновляющийся список государств, с которыми у России подписаны соглашения. В их числе уже есть такие популярные юрисдикции, как Кипр, Люксембург, Мальта, Сингапур, Андорра. Но при желании можно найти привлекательные с финансовой точки зрения страны и в списке неприсоединившихся.
Данные о каких счетах подлежат раскрытию?
Обо всех иностранных счетах, принадлежащих физическим лицам. Если счет принадлежит иностранной организации, которую контролирует российский бенефициар, раскрытие данных не обязательно, но возможно. Распространенные ситуации, когда такое может быть, стоит перечислить отдельно.
Единый стандарт ОЭСР предлагает разделение контролируемых иностранных компаний на активные нефинансовые иностранные компании и пассивные. Данные о зарубежных банковских счетах фирм первой категории могут быть предоставлены только странам, чьими налоговыми резидентами выступают сами фирмы, а не их владельцы. Например, рассмотрим ситуацию, когда компания зарегистрирована на Кипре, занимается торговлей (а значит, относится к активным), но пользуется счетом в одном из банков Швейцарии. Бенефициарный владелец этого бизнеса — российский гражданин, подписавший с акционером-киприотом соглашение о доверии. В этой ситуации счет компании в швейцарском банке подпадает под условия автоматического обмена информацией только с Кипром. Российские налоговые органы не могут получить данные об этом счете, даже при условии, что бенефициар — россиянин.
Что касается счетов пассивных контролируемых иностранных фирм, данные о них в порядке обмена информацией получает и страна регистрации компании, и страна, чьим гражданином является бенефициарный владелец. Возвращаясь к рассмотренному примеру, предположим, что компания, зарегистрированная ни Кипре, относится к числу пассивных. В этой ситуации раскрытие данных о ее швейцарских счетах станет источником информации и для кипрских налоговых органов, и для российских. Но объем информации, подлежащей передаче, будет различаться:
- налоговый орган страны регистрации бизнеса (Кипра) получит данные о номере счета, банке, в котором он открыт, остатке средств;
- налоговый орган страны, резидентом которой является бенефициарный владелец (России), получит данные о банке и номере счета, семе остатка, а также личную информацию самого бенефициара (Ф. И. О., дата рождения, ИНН, адрес).
Отметим, что единый стандарт ОЭСР предусматривает определение пассивных компаний путем исключения признаков активности. То есть предприятия, не попавшие в категорию активных, автоматически причисляются к противоположной. При этом Налоговый кодекс РФ дает другое определение активных иностранных компаний. Поэтому в рамках исполнения соглашения об автоматическом обмене информацией для определения категории контролируемой иностранной компании необходимо руководствоваться нормами стандарта ОЭСР. А при определении порядка налогообложения такого бизнеса на территории РФ основополагающими для идентификации его статуса являются нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Обратите внимание: при определении активного или пассивного статуса контролируемой иностранной компании в рамках автоматического обмена информацией не имеет значения место регистрации и нахождения бизнеса. Предприятие может находиться в любой юрисдикции или даже на территории государства, признанного офшорной зоной. В любом из этих случаев при соблюдении соответствующих условий в отношении деятельности иностранная компания признается активной, а данные о ее банковских счетах попадают под действие системы автоматического обмена.
Условия признания компании активной, предусмотренные стандартом ОЭСР:
-
Предприятие получает больше половины своего валового дохода от торговой или предпринимательской деятельности. И больше половины его активов предназначены для ведения таких видов деятельности.
Исходя из этого, контролируемая иностранная компания может быть признана активной, если ее пассивный доход в изучаемом периоде — не больше 50 % от совокупного. И если активы, приносящие этот вид дохода, составляют меньше половины активов предприятия. Перечень пассивных доходов должен быть составлен в соответствии с нормами законодательства страны, которая участвует в автоматическом обмене и предоставляет информацию. В России, например, перечень пассивных доходов формируется в соответствии со статьей 309 Налогового кодекса. Если у иностранного предприятия открыт счет в банке в нашей стране, то для определения его типа и статуса будет использоваться именно эта норма.
В стандарте ОЭСР приведен приблизительный список доходов, которые можно считать пассивными:
- дивиденды, проценты, роялти, арендные платежи;
- превышение доходов над убытками при проведении сделок купли-продажи, мены через дилеров и брокеров, опционных, фьючерсных с финансовыми активами, которые приносят пассивные доходы. Под финансовыми активами здесь понимаются ценные бумаги, доли в компаниях, векселя, облигации, договоры и долговые расписки;
- суммы, полученные по договорам накопительного страхования.
Под критерии, описанные в этом пункте, попадают следующие иностранные компании:
- занимающиеся продажей услуг и товаров юридическим и физическим лицам, включая интернет-магазины;
- участвующие в договорах простого товарищества с распределением прибыли от совместной деятельности;
- оказывающие услуги и выполняющие работы, в том числе через субподряд или с привлечением наемной рабочей силы.
Стоит подчеркнуть, что все эти предприятия могут быть признаны активными, если их пассивный доход будет меньше или равен 50 % совокупного дохода от всех перечисленных видов деятельности. Данные о счетах таких компаний и об их бенефициарных владельцах не могут быть представлены налоговым органам РФ в рамках автоматического обмена.
-
Предприятие ведет деятельность, связанную с владением акциями, которые выпущены дочерними активными иностранными компаниями (которые ведут коммерческую деятельность, например торговую), или с предоставлением финансовых и других видов услуг активным компаниям.
Это значит, что контролируемая иностранная компания может получать прибыль в виде процентов и дивидендов или другой пассивный доход от иностранных дочерних компаний, ведущих активную деятельность. При этом сведения о счетах такого предприятия не будут разглашаться в рамках автоматического обмена.
Рассмотрим пример. Иностранная компания зарегистрирована в стране, у которой с Россией есть действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, и у нее есть дочерняя офшорная фирма. Бенефициарный владелец обоих предприятий — налоговый резидент РФ. Первая компания ведет коммерческую деятельность в сфере услуг или торговли, а получаемую прибыль распределяет дочерней офшорной компании — своему единственному акционеру. Выходит, что первое предприятие получает доход только от ведения активной предпринимательской деятельности, а дочерняя компания — дивиденды в качестве пассивного дохода от конкретного активного поставщика. В рамках автоматического обмена данными в Россию не будут переданы сведения ни об одном из этих предприятий.
Но это совсем не означает, что обе фирмы в соответствии с правилами КИК могут быть освобождены от налогообложения в РФ. Поэтому, если по итогам финансового года на счетах дочерней фирмы окажется сумма нераспределенной прибыли от дивидендов больше 10 миллионов рублей (пассивный доход), бенефициарному владельцу придется заплатить стандартный российский НДФЛ — 13 %. Даже при условии, что он эту прибыль еще не получил. Поэтому основной компании стоит распределять только сумму, которая точно будет выплачена бенефициару или направлена на новые проекты в качестве инвестиций. Нераспределенная прибыль у иностранной компании в РФ не облагается налогами.
-
Предприятие или его взаимозависимые компании выставляют акции на рынок ценных бумаг.
Сведения об их счетах не попадают под действие системы автоматического обмена.
-
Предприятие имеет нефинансовый характер и находится в процессе ликвидации активов или реорганизации с целью продолжить хозяйственную деятельность.
Можно предположить, что, если процедура ликвидации запущена, но не завершена, в рамках автоматического обмена данные о счетах такой компании передаваться не будут. Но в этом вопросе возможны разночтения. Это стоит учитывать российским налоговым резидентам, контролирующим иностранные предприятия в процессе реорганизации. Решение о том, рассматривать ли компанию как активную или пассивную, принимает обслуживающий ее счета банк. Он проводит процедуру проверки по правилам, принятым в конкретной стране. При возникновении сомнений может проводиться проверка открытой информации о компании и анкетирование ее владельца. Поэтому российским бенефициарам можно дать совет: внимательно относиться к заполнению анкет, присланных обслуживающим иностранным банком.
Если банк не располагает достаточными основаниями для определения иностранной компании как активной, ему остается одно: отнести ее к разряду пассивных. Стоит учитывать, что банк может определять статус владельца счета по правилам страны, в которой компания является резидентом. Это значит, что, если компания зарегистрирована на Кипре и пользуется услугами банка в Швейцарии, он имеет полное право применять положения любой из двух стран по своему усмотрению. Также нужно учитывать, что сведения о счетах зарубежных предприятий не попадают в систему автоматического обмена, если на конец календарного года на их счетах остается меньше 250 тысяч долларов. Обслуживающие банки с меньшей строгостью проверяют фирмы с балансом до 1 миллиона долларов.
Российским бенефициарам стоит понимать, что они обязаны уведомить налоговый орган РФ о том, что им принадлежат контролируемые иностранные компании, вне зависимости от того, попадают их счета под действие системы автоматического обмена или нет. Но при этом шансы налоговой системы нашей страны на самостоятельное выявление нарушителей этого требования очень малы.