Операции с биткоином давно не дают покоя государству. Еще в январе 2014 г. ЦБ РФ предупреждал, что операции с «виртуальными валютами» являются спекуляцией. Обмен биткоинов на реальные денежные средства признавался сомнительной операцией в соответствии с законом о легализации.
Вопреки этим предостережениям операции с криптовалютами продолжали совершаться и их объем ежегодно увеличивается. Поскольку российским законодательством вопрос обращения виртуальных валют никак не урегулирован, из-под налогообложения выводятся значительные суммы прибыли от купли-продажи биткоинов. Поэтому государство предприняло еще один шаг по урегулированию этого рынка.
Министерство финансов РФ в своих письмах № 03-04-05/66994, № 03-04-05/20048, № 03-04-05/26603 применительно к начислению НДФЛ указало, что законодательство не устанавливает особый порядок налогообложения доходов от операций с криптовалютами. При этом действует общее правило, что доходом является любая экономическая выгода, которую возможно оценить. Предполагается, что физическое лицо, получив такую выгоду, должно ее задекларировать и самостоятельно рассчитать налог в порядке ст. 225 НК РФ. Однако данные разъяснения носили лишь информативный характер и не лишали налогоплательщиков права по-иному трактовать законодательство.
До настоящего времени Минфин продолжает придерживаться этой позиции. В своем письме № 03-04-07/33234 он дополнительно указал, что действующим законодательством не закреплен статус криптовалют. Поэтому следует руководствоваться положением п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения по вопросам налогообложения должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Следовательно, на отношения по реализации биткоинов по аналогии распространяются правила предоставления налоговых имущественных вычетов по п. 2 ч. 2 ст. 220 НК РФ. То есть налогоплательщик вправе исчислить налог не со всей суммы, полученной от продажи криптовалюты. Налоговая база подлежит уменьшению на размер затрат, понесенных на приобретение биткоинов. Аналогичный подход уже высказывался Министерством при разъяснении порядка исчисления НДФЛ по операциям от конвертации иностранной валюты (письмо №03-04-06/8370 от 20 февраля 2015).
Данное разъяснение уже воспринято ФНС России как руководство к действию и направлено в структурные подразделения налоговых служб (письмо ФНС России № БС-4-11/10685@).
Позиция финансовых органов государства понятна и вполне обоснована. Однако до тех пор, пока на уровне закона не будет определен статус криптовалюты, контроль за начислением и уплатой НДФЛ фактически невозможен. Тем более что выпуск биткоинов и их продажа осуществляются анонимно.
Напомним, что в январе этого года Минфин разработал законопроект о криптовалютах и токенах. Однако он до сих пор не одобрен Госдумой РФ. В связи с этим следует признать, что в настоящее время операции с биткоинами находятся за рамками правового поля.