Фактический провал идеи легализовать самозанятых путем предоставления налоговых каникул опрошенные агентством "Прайм" эксперты объясняют тем, что сейчас люди не видят как негативных последствий от работы в тени, так и выгод от выхода из нее. Они разошлись во мнении, как теперь должно действовать государство – "кнутом" или "пряником", однако признали, что необходима как минимум разъяснительная работа. Речь идет о немалых суммах – ежемесячно регионы за каждого неработающего перечисляют в фонды 30 тысяч рублей, а таких безработных на всю страну 25 млн человек.
За первые три месяца налоговых каникул для самозанятых было подано лишь 40 уведомлений о получении этого статуса, сообщил "Коммерсант" со ссылкой на данные ФНС, полученные от бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Всего за первый квартал 2017 года было подано 27 заявлений от россиян и 13 заявлений от иностранцев. Патентная система тоже не пользуется большой популярностью – в Москве в 2016 году было приобретено лишь 1600 патентов на работу нянь, сиделок, репетиторов.
Налоговые каникулы для самозанятых, которые заявят о себе в налоговые органы, введены в России с начала 2017 года. Действие закона распространяется на три категории граждан, которые официально нигде не работают и не платят налоги: сиделки и няни, репетиторы и домработницы. После окончания налоговых каникул им предложено либо зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и платить 13-процентный налог или покупать патент, либо прекратить свою деятельность. При этом самозанятые должны параллельно платить взносы, сумма и порядок начисления которых уточняются. Сейчас их страховые взносы фиксированы – в 2017 году они платят почти 28 тысяч рублей.
Де-факто более 90% этих специалистов по-прежнему трудятся в неформальном секторе и не платят ничего, полагают эксперты. Это заставляет власти искать способы это исправить. Высказывались предложения, к примеру, запретить самозанятым выезд за рубеж, однако эксперты сочли это неправомерным, поскольку Конституция РФ не налагает на граждан обязанность трудиться, и проконтролировать занятость де-факто невозможно. Кроме того, запрет на выезд за границу может быть наложен лишь судом. Для этого нужно решение и исполнительный лист, а такого механизма нет. Обсуждались и обязательные выплаты для неработающих россиян в размере 20 тысяч рублей по аналогии с "налогом на тунеядцев" в Белоруссии, однако и тут к согласию не пришли.
Наказать "тунеядцев"
Однако в текущей ситуации лишь репрессивные меры со стороны государства могут заставить самозанятых выйти из тени, уверен генеральный директор компании Urvista Алексей Петропольский. "Первое, что нужно для того, чтобы закон о самозанятых заработал – вызвать всех трудоспособных граждан, не имеющих льгот, инвалидности и т.п., но не платящих налоги и взносы, в районную трудовую инспекцию и спросить, на что они живут. Это вызовет определенный страх, и кто-то решит оформить свой заработок легально", - считает он.
Однако это лишь полумера – реально подействует лишь закон о тунеядстве, вменяющий штраф за невыплату взносов в ОМС и соцстрах, полагает эксперт. "Ежегодно пенсии и медицина для работающих нелегально обходится в 30 тысяч рублей за человека. С учетом того, что у нас 25 млн трудоспособного населения находится "в тени", речь идет о весьма значимых суммах для бюджета", - пояснил он. По его мнению, если эти деньги с человека начнут взыскивать принудительно, а в случае неуплаты будут отказывать в пенсии и бесплатной медицине, нелегалов станет меньше.
Политика "пряника" в данном случае вряд ли сработает, поскольку многие самозанятые работают сезонно, имеют случайный доход, и не понимают, для чего им систематически платить налоги. Люди боятся брать на себя ответственность, тем более, 30 тысяч рублей в год для регионов немалые деньги, которые многим просто не накопить, а платежи по налогам, ЖКХ и т.п. постоянно растут. При этом никто не понимает, куда идут деньги, которые приходится с трудом выкраивать – расходные статьи бюджета непрозрачны, а расходы на "стройки века" вроде моста в Крым постоянно увеличиваются без каких-либо внятных оснований, констатирует Петропольский.
Не кнут, но "пряник"
В свою очередь, проректор АТиСО по развитию Александр Сафонов уверен, что население будет легализовывать свою трудовую деятельность, лишь если увидит для себя в этом объективные плюсы. "Это может быть правовое содействие со стороны государства официально зарегистрировавшимся самозанятым, к примеру, в ситуации, когда работодатель отказывается платить. Такое бывает с нянями, сиделками, домработницами. Второе – помощь при болезни. В настоящее время временно нетрудоспособные самозанятые не получают ничего, и здесь власти могли бы назначить тем, кто добросовестно платит налоги какие-то выплаты по принципу обычного больничного листа", - полагает эксперт.
Кроме того, в законе необходимо зафиксировать неизменный размер платежей в течение 10-15 лет, тогда люди не будут бояться, что через год-два придется платить больше. Стабильность налоговой системы важна для граждан, и эта мера, пусть не сразу, даст позитивный эффект, добавил он.
По мнению руководителя Комитета по экономике Московского отделения "Опоры России Алексея Каневского, государство должно активно вести разъяснительную работу. "Люди должны понимать, что зарегистрироваться в качестве самозанятого очень просто, пока они не могут преодолеть боязнь и недоверие к госорганам, опасаются дальнейших контактов с фискальными службами. Важно оповещать о прецедентах, когда люди легализовывались, показывая, как это позитивно отразилось на их бизнесе", - считает он.
Источник: 1prime.ru